Общим показателем, отражающим партнерские отношения банка с клиентом, выступает клиентоориентированность, т. е. степень детальности подхода к процессу обслуживания клиентов.
Используемые модели оценки клиентоориентированности сведены к ценовой конкуренции, устойчивости банка и широте продуктового ряда банковских услуг, особенностью также является рассмотрение клиентоориентированности "снаружи", с позиций предприятия-клиента, без учета внутренних организационных процессов управления в банке.
Факторами, свидетельствующими об "ориентации банка на клиента" (и возможно, достаточной клиентоориентированности банка) на современном этапе можно считать [35]:
а) конкурентность прописаных клиентских бизнес-технологий;
б) действующая система продаж банковских услуг и продуктов;
в) сегментация клиентской базы, особая технология работы с наиболее ценными клиентами;
г) наличие клиентской политики, определение четких целей, приоритетов, ресурсов;
д) формирование нужной для банка клиентской базы, организационное обеспечение этой деятельности, включая ее координацию;
е) создание сильного "клиентского поля" банка, т. е. набора прописанных правил, законов, технологий поведения сотрудника с клиентами (стандарта ответов по телефону, меморандум о клиентах, правила бесконфликтной работы и пр.);
ж) реализация принципа тотальности уровня клиентской работы, т. е. во всех точках соблюдается требуемый уровень отношений с клиентами;
з) развитие коммуникаций с клиентами (годовой алгоритм личных встреч руководства с клиентами, установление удаленных терминалов и др.);
и) создание кодекса прав клиента и соблюдение их;
к) квалификация сотрудников клиентоориентированных подразделений, уровень применения современных информационных технологий в работе с клиентами;
л) мониторинг качества обслуживания клиентов, разработка индекса удовлетворенности клиентов банка.
Традиционно основной характеристикой клиентоориентированной позиции банка является стоимость предлагаемых им банковских услуг. Согласно предложениям банков в спектр услуг банка корпоративным клиентам входят: РКО, система "Банк-Клиент", кредитование, вексельное обслуживание, депозиты (плата по остаткам на счетах), инкассация денежных средств, зарплатные проекты на основе пластиковых карт и лицевых счетов, прием от населения платежей в пользу предприятий и организаций, индивидуальные сейфовые ячейки, информационная поддержка бизнеса клиента. Причем между тарифами различных групп банков прослеживается четкая разница: местные банки имеют более высокие тарифы как в обслуживании счета, так и в кредитовании, но при этом готовы предоставлять ресурсы на более длительный срок. У филиалов инорегиональных (особенно недавно открытых) стоимость расчетно-кассового обслуживания практически равна себестоимости или немного выше ее, а по некоторым позициям (прием наличных, ведение счета) обслуживание бесплатное.
При развитии розничного бизнеса перед многими банками сегодня стоит задача построения эффективной системы управления продвижением розничных продуктов. Достаточно часто банки сталкиваются с ситуацией, когда система взаимодействия головного офиса банка и филиалов по продажам розничных продуктов не выстроена, у сотрудников нет достаточного опыта развития розницы, руководство филиалов занимает пассивную позицию по вопросам развития розничного бизнеса, не разделен функционал сотрудников розничного блока в филиалах и, как следствие, использование сотрудников в филиа- лах и дополнительных офисах по розничному бизнесу осуществляется только на 30–50%.
В идеале венцом отношений с клиентами является развитие партнерских банковских взаимоотношений, что обуславливает взаимопонимание. Банк из финансового партнера превращается в "делового", как в хорошие времена, так и в трудные минуты. Тогда логично отметить, что конкурентоспособный индивидуальный менеджмент на основе взаимоотношений с клиентами по сравнению с очень гибким, но чаще оппортунистическим управлением операциями является большим преимуществом для банка и клиента. Проблематика вопроса сотрудничества банка с клиентами актуальна для банков на современном этапе развития экономики России.
Каждый банк строит свои отношения с клиентами по определённому разработанному сценарию, другими словами разрабатывает клиентскую политику своего банка и внедряет её в жизнь. Разработка этой политики имеет очень важное значение, она стоит на уровне с кредитной, депозитной, учётной и другими политиками банка, её разрабатывают отдельные специалисты отдела маркетинга и менеджмента, утверждает руководство банка, большую роль играют личные и "полевые" менеджеры. Нельзя сказать какая политика банка имеет наиболее важное значение, поскольку все они есть составляющими частями целого – общей банковской политики, целью которой является прибыльная деятельность банка.
Полезные статьи:
Оценка финансового состояния заемщика
Открытое акционерное общество "Нижегородская энергосбытовая компания" создано в результате реорганизации ОАО "Нижновэнерго" 01 апреля 2005 г. согласно решению внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Нижновэнерго", в соответствии с планом реорганизации ОАО РАО &qu ...
Стратегия дифференциации
Второй из наиболее общих стратегий конкуренции является стратегия дифференциации, которая состоит в том, что компания пытается занять уникальное положение в той или иной индустрии, придавая продукту такие характеристики, которые будут по достоинству оценены большим количеством покупателей. Таких ха ...
Виды страховых услуг
Научно обоснованная классификация позволяет глубже понять сущность и назначение страхования как экономической категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить специфические особенности различных ее составляющих. Под классификацией в науке понимается: «Распределение объ ...