интересов как застрахованных, так и страхователей. Модель содержит, таким
образом, внутренние резервы своего совершенствования, ибо предусматривает
представительство всех субъектов системы страхования в системе управления.
Кроме того, использование личных счетов страхуемых повышает как их
заинтересованность в страховании, так и ответственность за собственное
здоровье и условия труда. Возможность накопления страховых средств на
личных счетах увеличивает реальную защищенность трудящихся.
Страховой принцип избавляет работающих граждан от иждивенческих
настроений, помогает им осознать, что бесплатных социальных услуг и
социальной помощи в природе не бывает, что их необходимо заработать.
Накопительный принцип, позволяя инвестировать средства в развитие
производства, оказывается выгодным и для экономики, и для страхуемых.
Бюджет социального страхования зависит от необходимого объема
обеспечения социальной защиты трудового населения, который в свою очередь
определяется численностью наемных работников и состоянием их здоровья,
природно-климатическими и экологическими условиями работы и проживания,
национально-культурными особенностями и др. Часть ответственности за
перечисленные факторы ложится и на государство, что влечет за собой
появление государственных финансовых обязательств. Поэтому в некоторых
случаях возможно частичное государственное финансирование отдельных видов
социального страхования или реализация соответствующих социальных программ
в рамках страхования.
В основе такой модели лежит принцип, согласно которому размеры
страховых взносов зависят от доли ответственности за страховые риски. В
организационном построении модели учтены интересы всех участников системы
социально-трудовых отношений, соответственно представленных в системе
социального страхования. При принятии решений предусмотрены демократические
формы согласования интересов.
Функционирование системы социального страхования, независимо от того,
какая модель принимается к реализации, основано на финансовом обеспечении
оказываемых по нему услуг. Для этого определяются источники финансирования,
в качестве которых выступают или могут выступать:
- Страховые взносы страхователей — работодателей и лиц, занятых
индивидуальной трудовой деятельностью;
- страховые взносы страхуемых — трудоустроенных граждан;
- средства, возмещаемые страхователями (штрафы, пени и т.д.);
- прибыль, возникающая в результате коммерческого управления
средствами социального страхования;
- средства госбюджета;
- инвестиции в страховую деятельность;
- различного рода пожертвования от юридических и физических лиц;
- другие источники, не запрещенные действующим законодательством.
Формы, виды и размеры финансирования могут быть неодинаковыми. В целом
предполагаются три основных источника финансирования системы социального
страхования: бюджет, предприятие и каждый работник в отдельности.
И в прошлом, и сегодня имеется только один субъект финансирования —
государство. Фактически основным источником выступало предприятие и все
работающие, средства которых, отчуждались и передавались в распределительную
систему. Одним из недостатков такой системы было неучастие предприятий и
работников в деятельности системы социальной защиты и социального
страхования.
Бюджет предполагает финансирование всей системы социального
обеспечения - в большей доле, и части системы социального страхования - в
меньшей доле. Этими средствами распоряжается специально созданный фонд, в
частности, пенсионный, занятости, страхования в экстремальных условиях,
социального страхования по временной нетрудоспособности. Понятно, что
средства бюджета составляют также деньги работающих — налогоплательщиков,
но отчуждаются эти деньги в бесспорном порядке согласно закону о социальной
защите, т.е. с разрешения работающих и всех граждан, которые передали эту
функцию законодательному органу. Вторым источником финансирования,
безусловно, остаются средства страхователей, составляющие основную долю
поступлений в систему социального страхования.
В фонды социального страхования перечисляется определенный процент
страховых взносов, устанавливаемый субъектами по согласованию. Для
обеспечения координации деятельности всей системы социального страхования,
а также для проведения различных мероприятий республиканского уровня,
выполнения программ социального страхования фонды перечисляют в федеральный фонд определенный процент от получаемых ими средств также по согласованию между всеми фондами социального страхования.
Полезные статьи:
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в
РФ
К органам государственного регулирования относятся: 1) ФКЦБ; 2) Минфин РФ; 3) ЦБ РФ; 4) Комитет по управлению государственным имуществом РФ; 5) Антимонопольный комитет; 6) МНС РФ; 7) Минюст РФ; 8) Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и т.д. Государственное регул ...
Ценообразование в системе страхования
Страховой рынок - это особая социально-экономическая структура, специфическая форма денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает услуга по страховой защите. Обязательное условие функционирования страхового рынка - наличие страховщиков. Свобода ценообразования, реализуемая в тарифных ста ...
Особенности и модели
корпоративного управления в коммерческих банках
Распространение корпоративного менеджмента, в том числе и в сфере банковского дела, обусловлено тем, что мировое экономическое развитие к началу XXI века стало отличаться активным развитием корпоративной интеграции хозяйствующих субъектов. Причины такого явления усматриваются, прежде всего, в стрем ...