При составлении страхового тарифа следует учитывать, что страховыми взносами необходимо покрывать не только страховые суммы и возмещения, но и расходы на содержание страхового общества. В связи с этим расходы на ведение дела можно классифицировать на следующие виды:
- организационные,
- управленческие,
- аквизиционные,
- инкассационные,
- ликвидационные.
Организационные расходы связаны с учреждением страхового общества и его обустройством. Они являются инвестиционными расходами, так как относятся к активам страховщика.
Управленческие расходы идут на общие расходы по управлению персоналом (зарплата, делопроизводство) и расходы по управлению имуществом. Управленческие расходы не пропорциональны собранным страховым платежам. Большая их часть зависит от уровня занятости в страховом обществе. При оценке рентабельности отдельных видов страхования основное значение имеет сумма управленческих расходов. В актуарных расчетах необходимо уточнить размер расходов по отдельным видам страхования в рамках каждого вида страхования по отдельным группам с учетом их характера.[7]
Аквизиционные расходы (производственные) связаны с привлечением новых страхователей и заключением новых договоров страхования.
Инкассационные расходы идут на обслуживание налично-денежного оборота поступающих страховых платежей. Это затраты на изготовление бланков квитанций о приеме страховых платежей, ведомостей, учетных регистров (книг, ведомостей, справок и т.п.).
Ликвидационные расходы составляют затраты на ликвидацию ущерба, причиненного страховым случаем. К ним относятся расходы на оплату труда ликвидаторам (лицам, занимающимся ликвидацией ущерба), понятым, судебные издержки, почтово-телеграфные расходы и расходы по выплате страхового возмещения.
По ряду расходов страховая премия (страховой взнос) начисляется в процентах от страховой суммы, в целом же страховая премия и соответственно расходы на содержание страховой организации пропорциональны страховой сумме.[8] Себестоимость страховых операций имеет ряд особенностей: страховщику заранее не известна сумма ответственности по заключаемому договору страхования, либо эта сумма будет равна величине расходов на обслуживание договора, либо она будет значительно больше и будет равна сумме выплаченного страхового возмещения. Получается, что себестоимость страховой услуги носит вероятностный характер.
Поскольку постоянно изменяется множество факторов, которые влияют на величину расходов на ведение дела, нельзя дать общие рекомендации по нормированию этих расходов. Расходы страховщика на ведение дела имеют свои специфические особенности, и их следует учитывать при калькуляции тарифной ставки. С учетом этих особенностей делаются группировки, принимаемые во внимание при составлении страховых тарифов.
В страховой практике принято различать расходы на ведение дела внутренней службы страхового общества и расходы на ведение дела внешней сети страхового общества. В специальной литературе встречаются различные классификации этих расходов. Наиболее общими являются группировки расходов по ведению дела страховщика:
- на постоянные и переменные;
- зависимые и независимые;
- общие и частные.
Переменные расходы на ведение дела могут быть отнесены на отдельное страхование (вид страхования, отдельный страховой полис) в отличие от постоянных расходов, которые должны быть разложены на весь портфель заключенных договоров страхования. Понятия постоянных и переменных расходов используются в актуарных расчетах по договорам страхования, имеющим срок действия более одного года. Относительно постоянные расходы не подвержены колебаниям в страховой деятельности, т.е. не зависят от степени занятости персонала отдельной страховой организации. Переменные расходы изменяются пропорционально степени занятости персонала. Величина относительно постоянных расходов связана с квалификацией работников страхового общества. Это заставляет страховое общество всегда стремиться к повышению квалификации своих служащих и страховых агентов. Удельный вес относительно постоянных расходов на ведение дела сравнительно мал. Большее место в деятельности страховой организации занимают переменные расходы. Расходы на ведение дела могут быть связаны или не связаны с изменением страховой суммы. Некоторые расходы на ведение дела одновременно имеют характер зависимых и независимых.[9]
Полезные статьи:
Заемные средства КБ
Заемный капитал - средства полученные от эмиссии и продажи облигаций, и кредиты. полученные в других ББ, в т.ч. и НБУ. Отличие заемных от привлеченных средств: в первом случае банк играет активную роль - инициатива идет от него во втором - пассивную. К АБ, которые выпускают ОО, предъявляются такие ...
Оценка финансовой устойчивости ОАО «Мобилбанк»
Из-за отсутствия возможности оценки менеджмента банка и прозрачности структуры его собственности, которые определяются при оценке экономического положения банков[41] и оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов,[42] воспользуемся ...
Основные проблемы и пути развития банковской системы России
30 декабря 2001 года Правительство и Центральный банк Российской Федерации приняли «Стратегию развития банковского сектора РФ». Впервые за 12-летнюю историю современной российской банковской сферы появился системный программный документ денежных властей. В названной «Стратегии .» были определены ос ...