Современная ситуация на российском банковском рынке характеризуется отсутствием повсеместной практики применения традиционных для западных банков маркетинговых программ. В большинстве своем российские банки ограничиваются проведением имиджевой рекламы, лишь некоторые банки прибегают в своей практике к маркетинговым инструментам, проводят различные опросы, анкетирование клиентов. Вместе с тем, усиливающаяся конкуренция на банковском рынке требует от банков внедрения более эффективных управленческих решений. В этой ситуации использование маркетинговых инструментов в банковской практике может повысить эффективность работы банка. Однако необходимо отметить, что в России, где все экономические процессы максимально политизированы, применение банком маркетинговых программ далеко не единственное условие его успешного функционирования. Позиционирование банковских продуктов и услуг, как одно из основных мероприятий целевого маркетинга, достаточно редко применяется в российской банковской практике. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в России велика доля "карманных" банков, функционирующих в составе различных ФПГ, холдингов. В этом случае банк изначально ориентирован на работу с определенными сегментами рынка, имеет сформированную клиентскую базу, в связи с чем крайне редко прибегает к использованию маркетинговых программ в своей деятельности.
Во-вторых, небольшие банки не могут позволить себе дорогостоящие маркетинговые программы. Причем зачастую у небольших банков нет необходимости в рекламе своего имени и предоставляемых услуг - они имеют ограниченный круг клиентов, по большей части корпоративных, сотрудничество с которыми приносит им постоянный фиксированный доход. Успешное функционирование таких банков всецело зависит от эффективности работы их немногочисленных клиентов.
В-третьих, большинство банков используют лишь имиджевую рекламу, направленную на привлечение клиентов за счет известности, "престижности" имени банка. В данном случае руководство банка рассчитывает на то, что клиенты придут в тот банк, реклама которого сформировала у потребителей уверенность в его надежности и устойчивости. Исходя из этой позиции, в рекламе конкретных банковских продуктов и услуг просто нет необходимости. В-четвертых, играет роль неустойчивое функционирование банковской системы в целом. Любой крупный скандал, связанный с именем банка, сведет на нет эффективность любых крупномасштабных маркетинговых программ. Вместе с тем позиционирование конкретных банковских продуктов и услуг и их дальнейшее продвижение на рынок на определенном этапе развития банка может быть особенно эффективным.
Для наиболее эффективной оценки позиционирования банка на рынке розничных продуктов рассмотрим рейтинг и авторитет банка по следующим самым основным направлениям:
а) кредитование;
б) депозиты (вклады);
в) ориентация на клиента (в т.ч. обслуживание).
Кредитование. Итак, объем рынка потребительского (бeззалогового кредитования), вырос к данным I полугодия 2009 года на 10% и составил около 700 млрд. Руб, табл. 1.11.
Таблица 1.11 Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в I полугодии 2009 г.
№ |
Банк |
Выдано беззалоговых кредитов в I полугодии 2009г., включая рефинансированные, тыс. руб. |
в т.ч. кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., тыс. руб. |
в т.ч. кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., тыс. руб. |
Портфель беззалоговых кредитов на 1 июля 2009г., тыс. руб. |
1 |
Сбербанк |
227 041 551 |
24 906 129 |
6 324 176 |
639 198 825 |
2 |
Русский Стандарт |
78 130 201 |
15 992 771 |
6 327 138 |
148 576 090 |
3 |
ВТБ24 |
66 462 570 |
15 166 381 |
2 591 321 |
96 746 188 |
4 |
Ренессанс Капитал |
28 510 425 |
3 979 672 |
2 204 017 |
43 675 836 |
5 |
Альфа-Банк |
23 696 899 |
7 763 941 |
1 193 280 |
33 923 972 |
6 |
ОТП Банк |
17 449 049 |
965 555 |
347 187 |
23 519 622 |
7 |
Росбанк |
16 896 762 |
744 872 |
220 712 |
51 629 529 |
8 |
Сибнефтебанк |
16 709 324 |
60 961 |
291 250 |
19 838 604 |
9 |
УРСА Банк |
14 540 128 |
0 |
0 |
35 872 106 |
Полезные статьи:
Стоимость и цена ценной бумаги
Понятие стоимости ценной бумаги не может совпадать с понятием стоимости обычного товара как материализации общественного необходимого труда на его производство, так как ценная бумага не производится. Её объективной экономической основой, или источником происхождения, является не труд непосредственн ...
Современные тенденции
Перемены, происходящие в банковском деле последние десять лет, настолько кардинальны, что все чаще можно слышать, как их называют «банковской революцией». Возможно, именно эта революция сделает банки следующего поколения совершенно непохожими на сегодняшние. Российская банковская система со всеми е ...
Функциональные обязанности финансового сектора
Финансовый сектор является структурным подразделением Крымского отделения № 1850 Юго-Западного банка Сбербанка России. В своей работе Финансовый сектор руководствуется Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”, иными законами и правовыми актами Российской Федерации, Положением об Отд ...