Современная ситуация на российском банковском рынке характеризуется отсутствием повсеместной практики применения традиционных для западных банков маркетинговых программ. В большинстве своем российские банки ограничиваются проведением имиджевой рекламы, лишь некоторые банки прибегают в своей практике к маркетинговым инструментам, проводят различные опросы, анкетирование клиентов. Вместе с тем, усиливающаяся конкуренция на банковском рынке требует от банков внедрения более эффективных управленческих решений. В этой ситуации использование маркетинговых инструментов в банковской практике может повысить эффективность работы банка. Однако необходимо отметить, что в России, где все экономические процессы максимально политизированы, применение банком маркетинговых программ далеко не единственное условие его успешного функционирования. Позиционирование банковских продуктов и услуг, как одно из основных мероприятий целевого маркетинга, достаточно редко применяется в российской банковской практике. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в России велика доля "карманных" банков, функционирующих в составе различных ФПГ, холдингов. В этом случае банк изначально ориентирован на работу с определенными сегментами рынка, имеет сформированную клиентскую базу, в связи с чем крайне редко прибегает к использованию маркетинговых программ в своей деятельности.
Во-вторых, небольшие банки не могут позволить себе дорогостоящие маркетинговые программы. Причем зачастую у небольших банков нет необходимости в рекламе своего имени и предоставляемых услуг - они имеют ограниченный круг клиентов, по большей части корпоративных, сотрудничество с которыми приносит им постоянный фиксированный доход. Успешное функционирование таких банков всецело зависит от эффективности работы их немногочисленных клиентов.
В-третьих, большинство банков используют лишь имиджевую рекламу, направленную на привлечение клиентов за счет известности, "престижности" имени банка. В данном случае руководство банка рассчитывает на то, что клиенты придут в тот банк, реклама которого сформировала у потребителей уверенность в его надежности и устойчивости. Исходя из этой позиции, в рекламе конкретных банковских продуктов и услуг просто нет необходимости. В-четвертых, играет роль неустойчивое функционирование банковской системы в целом. Любой крупный скандал, связанный с именем банка, сведет на нет эффективность любых крупномасштабных маркетинговых программ. Вместе с тем позиционирование конкретных банковских продуктов и услуг и их дальнейшее продвижение на рынок на определенном этапе развития банка может быть особенно эффективным.
Для наиболее эффективной оценки позиционирования банка на рынке розничных продуктов рассмотрим рейтинг и авторитет банка по следующим самым основным направлениям:
а) кредитование;
б) депозиты (вклады);
в) ориентация на клиента (в т.ч. обслуживание).
Кредитование. Итак, объем рынка потребительского (бeззалогового кредитования), вырос к данным I полугодия 2009 года на 10% и составил около 700 млрд. Руб, табл. 1.11.
Таблица 1.11 Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в I полугодии 2009 г.
№ |
Банк |
Выдано беззалоговых кредитов в I полугодии 2009г., включая рефинансированные, тыс. руб. |
в т.ч. кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., тыс. руб. |
в т.ч. кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., тыс. руб. |
Портфель беззалоговых кредитов на 1 июля 2009г., тыс. руб. |
1 |
Сбербанк |
227 041 551 |
24 906 129 |
6 324 176 |
639 198 825 |
2 |
Русский Стандарт |
78 130 201 |
15 992 771 |
6 327 138 |
148 576 090 |
3 |
ВТБ24 |
66 462 570 |
15 166 381 |
2 591 321 |
96 746 188 |
4 |
Ренессанс Капитал |
28 510 425 |
3 979 672 |
2 204 017 |
43 675 836 |
5 |
Альфа-Банк |
23 696 899 |
7 763 941 |
1 193 280 |
33 923 972 |
6 |
ОТП Банк |
17 449 049 |
965 555 |
347 187 |
23 519 622 |
7 |
Росбанк |
16 896 762 |
744 872 |
220 712 |
51 629 529 |
8 |
Сибнефтебанк |
16 709 324 |
60 961 |
291 250 |
19 838 604 |
9 |
УРСА Банк |
14 540 128 |
0 |
0 |
35 872 106 |
Полезные статьи:
Появление биржи в России
Сравнительно с Западом русский этнос моложе лет на 300-400, и все процессы развития народа и всех форм проявления жизни народной у нас запаздывают на те же самые сроки. Первая биржа в России была учреждена Петром I в 1703 году и открыта в Петербурге. В отстроенном специально для нее в 1705 году зда ...
Характеристика розничных банковских продуктов и
особенности организации обслуживания клиентов
Банковский продукт представляет собой комплекс услуг банка по активным и пассивным операциям. Банковский продукт - это конкретный банковский документ (или удостоверение), который выдается банком для обслуживания клиента и проведения операции. Это может быть вексель, чек, банковский депозит, любой с ...
Принципы организации обязательного и добровольного медицинского
страхования в России
Обязательное медицинское страхование — один из наиболее важных элементов системы охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС организуется и осуществляется государством и носит всеобщий характер. Возникновение и развитие ДМС связано с наличием целого ...