Данная матрица предоставляет руководителям компании структурированное информационное поле, в котором они могут стратегически ориентироваться и принимать решения.
Матрица SWOT-анализа представляет собой удобный инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и предприятия. При построении матрицы применена, так называемая "дихотомическая процедура", используемая во многих областях знаний (философия, математика, ботаника, информатика и др.). Тогда элементы матрицы представляют собой "дихотомические пары" (пары взаимоисключающих друг друга признаков), что позволяет снизить энтропию взаимодействия среды и системы за счет описания ситуации "крупным мазком".
Методология построения матрицы стратегического анализа заключается в том, что сначала весь мир делится на две части - внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих частей - на благоприятные и неблагоприятные:
- внешняя-внутренняя;
- сила-слабость;
- возможности-угрозы.
Общий вид матрицы SWOT-анализа приведен в таблице 6.
Таблица 6. Матрица SWOT-анализа
Внутренняя среда |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
… … … |
… … … | |
Внешняя среда |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
… … … |
… … … |
Более детально рассмотрим элементы внутренней среды. Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, высокой квалификации персонала, известности торговой марки и других значимых аспектах.
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит фирму в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса, устаревшее оборудование, неквалифицированный персонал.
Элементами внешней среды являются возможности и угрозы. Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, рост уровня доходов населения и т.д. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать непосредственно компания.
Рыночные угрозы — это события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, снижение рождаемости и т.п.
При определении возможностей и угроз, необходимо определять при каких значениях возможности и угрозы являются возможностями и угрозами. Т.е. ниже определённого нормативного значения возможность становится угрозой.
В результате формулирования SWOT-анализа в общей форме мы получим проранжированный список сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды.
Основная идея SWOT-анализа состоит в комплексном рассмотрении внешних и внутренних стратегических факторов, влияющих на деятельность компании, и генерации на этой основе стратегических альтернатив, учитывающих различные сочетания стратегических факторов.
SWOT-анализ АО "БТА Банк" представлен в Приложении Б
Параметр S1. "БТА-Банк", безусловно, имеет огромный опыт по массовому обслуживанию клиентов. В будущем, в условиях роста спроса на банковские услуги среди населения и организаций, этот опыт будет иметь сильное влияние на деятельности банка. Однако в перспективе крупные банки-конкуренты также смогут качественно и эффективно обслуживать клиентов, что несколько снизить значение данного параметра для "БТА Банка" и потребует поиска и развития иных конкурентных преимуществ.
Полезные статьи:
Факторы, влияющие на формирование процентной ставки по кредиту
За пользование б-м кредитом выплачивается б-й %. Если Б предоставляется дополнительные услуги, то Б устанавливает комиссию, либо включает комиссию в %. уровень %-й ставки зависит: -учетной ставки ЦБ; -уровня инфляции; -срока ссуды; -цены банковских ресурсов; -риска; -размера ссуды; -спроса на б-е с ...
Оценка прозрачности структуры собственности банка
Прозрачность структуры собственности банка определяется по результатам оценок показателей достаточности объема раскрываемой информации о структуре собственности банка (ПУ1); доступности информации о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на реше ...
Современные специфические формы кредитования: участие банков и небанковских
кредитных учреждений
Специфической формой кредитования является ипотека. Ипотека – это кредитование под залог недвижимости. Специфика этой формы кредитования заключается в том, что объектом залога является недвижимость, купля – продажа и отчуждение которой регулируется множеством различных нормативных актов. Сама недви ...