В 1933 г. социальное страхование в СССР передается профсоюзам, а страховые кассы и все наработки, связанные со страховой медициной и дифференциацией тарифов в зависимости от социальных рисков, ликвидируются. В 1937 и 1938 г.г. профсоюзы были освобождены от выплаты пенсий неработающим пенсионерам. Эти расходы взял на себя государственный бюджет, а бюджет социального страхования консолидировался с государственным. Таким образом, в отличие от подавляющего большинства промышленно развитых государств в нашей стране долгое время применялась неразвитая модель формирования фондов на социальное страхование по принципу «единого котла» без учета социальных рисков.
“С переходом к такой модели социальное страхование утрачивает страховой характер. Отказ от уплаты взносов самими страхуемыми резко снижает мотивацию работников по личному формированию своей социальной защиты. Принципы, определяющие ответственность за возмещение ущерба от утраты трудоспособности, трансформируются: со страхования на возмещение ущерба предприятием или его причинителями. Большую часть страхового бремени несут предприятия, не имеющие никаких прав на распоряжение фондами социального страхования, хотя размер взносов по всем видам социального страхования достигал 38% фонда заработной платы. Для них страховые платежи превратились в государственную повинность, в обязательный налог. В то же время предприятия, проводя соответствующую ценовую политику, могут перекладывать бремя финансовой нагрузки по страхованию на потребителей их продукции, что вполне достижимо, особенно если иметь в виду государство”.
Социальное страхование становится инструментом перераспределительной политики государства, утрачивает свои основные черты и трансформируется в социальное обеспечение. Страховая защита в результате эволюции возвращается к далекому от совершенства первоисточнику социального страхования - к организованной взаимопомощи, приобретшей общегосударственный характер.
Принимаемые законодательные акты каких-либо принципиальных изменений не вносили. Государственная собственность на средства производства привела к упрощению всей процедуры расчетов тарифов, что в свою очередь повысило дотационность бюджета государственного социального страхования. Так, согласно ст. 6 Закона о государственных пенсиях, принятого ВС СССР 14 июля1956 г. «выплата пенсий обеспечивается государством за счет средств, ежегодно ассигнуемых по государственному бюджету СССР, в том числе средств по бюджету государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо "вычетов из заработной платы».
Значительная финансовая дотационность системы социального страхования за счет государственного бюджета закладывалась еще в первые годы советской власти. В послевоенное время она была «связана также и со стремлением государства поддерживать неизменной систему оптовых цен. Вот почему, начиная с 1956 г., для возмещения возросших расходов на пенсионные выплаты государство стало направлять средства из государственного бюджета.
Длительное применение низких страховых тарифов, не покрывающих расходы по социальному страхованию, привело к занижению в себестоимости продукции совокупных затрат труда и искажению действительного соотношения издержек производства и прибыли. Предприятия утратили верные представления о
реальной величине расходов на воспроизводство рабочей силы, а государство
под предлогом финансирования социального обеспечения из государственного
бюджета продолжало изымать большую часть прибыли трудовых коллективов,
оставляя предприятиям крайне мало возможностей как для улучшения условий
труда, создания социально-оздоровительных инфраструктур, так и для развития
автономных (на уровне отраслей, регионов и предприятий) систем социального
страхования.
Важно подчеркнуть, что в итоге из средства реализации целенаправленной
политики дотационный метод превратился в явление, вызывающее негативные
социальные последствия. Стратегическая установка на дотационность
социального страхования идеологически подкрепляет миф о благодетельной роли
государства в обеспечении граждан всеми видами социального страхования и
обеспечения. Это нашло отражение в нормах трудового законодательства. Так,
ст. 237 КЗоТ РСФСР (до недавнего времени) декларировала: «Государственное
Полезные статьи:
Коммерческий банк как участник рынка ценных бумаг
Одним из участников рынка ценных бумаг являются коммерческие банки. Они могут выступать в роли эмитентов ценных бумаг. Коммерческие банки могут выступать эмитентами не только акций и облигаций, но и депозитных и сберегательных сертификатов и векселей. С помощью выпуска акций банки формируют собстве ...
Критерии и признаки по которым делятся б-е кредиты
-срок использования: а) кр.ср.( до 1г. Исп-ся для пополнения оборотного капитала. Погашение - ср-ва от реализации или текущие денежные поступлеия) б) долгоср. (восстановление основного капитала и опосредованная инвестиционная д-ть пр-я. И: Прибыль от проведенных мероприятий, т.е. эк-й эффект) ; -об ...
Анализ схемы ипотечного жилищного кредитования по программе «Рефинансирование
ипотечных жилищных кредитов»
Программа «Рефинансирование ипотечных жилищных кредитов». Если заемщик оформил ипотечный кредит в другом банке и его не устраивают большой ежемесячный платеж, высокая процентная ставка, срок кредитования или валюта кредита, Банк поможет осуществить рефинансирование (перекредитование) ранее полученн ...