Также для удобства получения кредитов необходимо развить работу специалистов по прямым продажам (DSA) – специалисты, которые выезжают к клиенту и клиент может подать заявление-анкету на кредит в удобном для него месте. На сегодняшний день активно работают только DSA автокредитования, они занимаются консультированием и приемом заявок непосредственно в автосалонах. Налаженная система прямых продаж в области ипотеки и потребительского кредитования способствовала бы увеличению числа заявок, и как следствие – получение большего количества прибыли.
Поскольку кредитование является наиболее прибыльным направлением в условиях современного российского рынка, необходимо уделять особое внимание не только внедрению новых кредитных продуктов и увеличению продаж в данной отрасли, но организации кредитного процесса. Профессиональный мониторинг и помощь банка в разработке программы преодоления кризисной ситуации, в отличие разрешения неплатежеспособности клиента путем признания его банкротом, поможет снизить риски и будет способствовать позиционированию на рынке Банка, как организации нацеленной на качественное обслуживание своих клиентов.
Также, с целью совершенствования организации кредитного процесса рекомендуется оптимизировать работу в области организации кредитного мониторинга, так как, в частности, визуальный контроль (выезд на месторасположение заемщика) во время действия кредитного договора производится не всегда. Кредитный мониторинг в ЗАО «Райффайзенбанк» заключается в основном в контроле своевременной уплаты процентов по кредиту и соблюдения графика погашения. Если своевременность нарушается, то работник кредитного отдела, контролирующий данный кредитный договор, связывается по телефону с заемщиком для получения объяснений.
На стадии кредитного мониторинга работники кредитного отдела должны обращать внимание не только на своевременность уплаты процентов по кредиту и его погашения, но и на историю обслуживания долга. Зачастую тщательный анализ текущей финансовой отчетности в сопоставлении с прошлыми отчетами выявляет такие тревожные сигналы, как резкое увеличение дебиторской задолженности, снижение коэффициентов ликвидности, падение объема продаж, убытки от операционной деятельности и т.д.
«Плохими» симптомами являются непредставление в срок запрошенной банком информации или финансовых отчетов, «увлечение» клиента созданием новых предприятий или скупкой недвижимости, накопление спекулятивных запасов, потеря ключевых контрагентов и т.д. Другим источником информации может служить информация о поведении деловых партнеров заемщика (запросы о кредитоспособности его поставщиков, аннулирование страховки страховой компанией) или сообщения других отделов банка (например, появление сальдо на счетах клиента).
Существует ряд фактов, назовем их «сигналами раннего предупреждения» или «сигналами тревоги», наличие которых должно «насторожить» кредитного работника, даже если срок погашения кредита еще не наступил:
· резкое отклонение от условий использования кредита со ссылкой на незначительные факторы, не оказывающие существенного влияния на его исполнение либо не соответствующие действительности факты.
· длительная задержка с началом исполнения кредитуемой сделки, труднообъяснимое поведение руководителей (в том числе уклонение по различным причинам от личных встреч, телефонных переговоров, оставление без ответа направленных телеграмм; систематическое направление извинений о временных финансовых трудностях; постоянное требование о пролонгации кредита; неуплата налогов, таможенных платежей и стремление скрыть эти факты от банка).
· создание препятствий при проверке залога, договоров по кредитуемой сделке, бухгалтерской отчетности и других данных;
· заключение «нелогичных» с хозяйственной точки зрения, практически невыполнимых договоров;
· наличие конфликтных ситуаций на фирме заемщика; серьезные кадровые изменения, а также радикальные изменения в составе учредителей, акционеров, администрации предприятия, существенные сокращения численности работников предприятия;
· резкое изменение профиля деятельности предприятия; потеря важных партнеров и контрагентов; распродажа имущества; разрыв или не продление договора аренды помещений;
· выезд руководителей фирмы и членов их семей за границу; упорное распространение сведений о несостоятельности либо получение сведений об умышленном создании неплатежеспособности и др.;
· несоразмерная зарплата, приобретение и личное пользование руководящими лицами дорогих вещей и недвижимости: приобретение ими недвижимости за границей и т.п.;
· получение сведений о злоупотреблениях руководящих лиц; совершение противоправных операций с денежными и материальными ценностями предприятия; участие в легализации преступных доходов; получение данных о связях с криминальными элементами и преступными группировками; введение в состав учредителей авторитетов преступного мира или криминальных групп либо назначение их на руководящие должности и др.
Полезные статьи:
Капитал банка
Если для промышленного предприятия является нормой, когда собственный капитал составляет 50% общего капитала, то для достаточным является 8%. Капитал КБ выполняет в основном защитную функцию, а не функцию обеспечения оперативной деятельности. Функции капитала банка: 1) защитная – страхование вкладо ...
Особенности выхода российских компаний на двойное IPO
Выход на публичное размещение для любой компании-эмитента – это важный шаг для дальнейшего развития, в частности для привлечения капитала, инвесторов как российских, так и западных, формирования публичного имиджа компании. На сегодня наиболее известными биржами для выхода компаний на публичное разм ...
Основные понятия страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств
С 1 июля 2003 г. со вступлением в силу Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) на территории России начал действовать новый вид страхования - обязательное страхование гражданс ...