Рассматривая состояние платежных услуг хотелось бы уделить внимание банковским платежным системам.
Банковские платежные системы рассчитаны на максимально широкие слои населения. Сейчас они эмитируют от самых дешевых до самых дорогих карт. Мировой рынок поделили платежные системы Visa и MasterCard. В России они также самые удобные, о чем говорят статистические данные. Эти две системы контролируют более 60 процентов российского рынка (приблизительно – 40 процентов Visa и 25 процентов MasterCard). Карточку Visa можно открыть более чем в 300 российских банках, a MasterCard - примерно в 150 банках./15/
Выбирая ту или иную платежную систему, следует учитывать ряд нюансов. Самый первый и основной - зона распространения. Несмотря на то, что обе системы появились в США, MasterCard получила большее распространение в странах Европы и Африки, а Visa - в США, Латинской Америке, Австралии и Канаде.
Второе отличие связано с оплатой по карточке за границей. Рабочая валюта Visa - американский доллар. Соответственно, в Европе сумма, снимаемая с рублевого счета, будет конвертироваться дважды - сначала в доллары, а потом в евро. Вывод - потери на двойном обмене. У MasterCard валюта карточки сразу же конвертируется в снимаемую валюту.
Но принципиальных отличий между картами VISA и MasterCard нет. Сейчас это фактически равноправные платежные системы и по количеству эмитированных в мире карт, и по услугам, которые предоставляют клиентам, и по количеству торгово-сервисных предприятий, в которых карты принимаются в оплату. Если рассматривать рынок пластиковых карт то, на долю
VISA
и
MasterCard
приходится 75-83 процента рынка.
В таком случае возникает вопрос - почему одни банки эмитируют карты только системы Visa, а другие - ее главного конкурента. Как говорят сами банкиры, дело здесь не в финансовой выгоде. Выбор системы, в основном зависит от того, с кем и какие отношения сложились у тех или иных банков.
Клубные платежные системы позиционируют себя не только как средства оплаты. Карточки "нагружены" большим дополнительным сервисным пакетом. Владельцы карт получают страховку при поездках с очень широким покрытием страховых рисков: медицинская страховка, кража багажа, задержка рейса и т.д. В сервисный пакет входит возможность воспользоваться услугами VIP-зала в аэропорту, взять напрокат автомобиль, забронировать номер в гостинице и т. д Развита и бонусная программа - чем больше держатель тратит по карте, тем больше он зарабатывает баллов. Эти баллы он может в последствие обменять на товары и услуги. Карты банковских платежных систем тоже допускают такие услуги, но обеспечивают их уже сами банки.
Стоимость вхождения в "клубную" систему соответствует уровню обслуживания. Клубные карты ориентированы на клиентов с очень высоким уровнем дохода. Так для того, чтобы открыть обычную карту Visa и Mastercard, достаточно суммы в $100-200 долларов. А для открытия счета на клубной карте нужно положить минимум $2-3 тыс. В разы будет различаться и годовое обслуживание: $5-30 против $150-250.
Уже около десяти лет бой за российский рынок с монополистами ведут отечественные платежные системы - "Union card", "STB-card", "Золотая корона" и др. Среди независимых клиентов спрос на них небольшой, поскольку сеть приема этих карточек даже в России значительно меньше, чем у международных. А за пределами нашей страны воспользоваться ими возможно лишь в отдельных пунктах стран СНГ.
Полезные статьи:
Государственное регулирование и самоуправление РЦБ
в развитых странах
Рынок государственных ценных бумаг подвергается жесткому контролю и регулированию со стороны органов как законодательной, так и исполнительной власти. Методы подобного регулирования в развитых странах имеют общие черты: 1. разработка и принятие законодательных мер; 2) наделение полномочиями существ ...
Характеристика розничных банковских продуктов и
особенности организации обслуживания клиентов
Банковский продукт представляет собой комплекс услуг банка по активным и пассивным операциям. Банковский продукт - это конкретный банковский документ (или удостоверение), который выдается банком для обслуживания клиента и проведения операции. Это может быть вексель, чек, банковский депозит, любой с ...
Перспективы развития андеррайтинга
Повышение качества страхового андеррайтинга, при рассмотре его проблем, становится очевидной. Но не надо только о грустном, страховые компании достигли и некоторых высот в отношении повышения качества андеррайтинга в своих компаниях (в основном конечно большие страховые компании). Совершенствуются ...