При дебетовом переводе инициатива начала процедуры оплаты принадлежит продавцу товара, который желает получить причитающуюся ему сумму платежа раньше, чем она будет взыскана со
счета плательщика. В данной ситуации для инкассации платежа он либо
передает банку акцептованный плательщиком вексель, чек или получит право производить регулярные снятия денег с его счета. При кредитовом переводе инициатива процедуры оплаты в банке принадлежит плательщику, который дает распоряжение банку посредством чековых приказов, дебетовых и кредитовых требова
ний-поручений (авизо), клирингового счета кредитовать счет получателя. При этом сумма платежа сначала списывается со счета плательщи
ка, а затем переводится на счет получателя.
Современные банки для перемещения денег используют не только бумажные носители, но и компьютерные технологии, в
результате чего возникают электронные банковские продукты, которые
зачастую называют электронными деньгами.
Электронные платежные продукты широко представлены кредитными и дебетовыми пластиковыми карточками. Они выступают многоцелевым инструментом кассового, кредитного обслуживания. Платежные
карточки иногда называют аккредитивом, объединяющим платеж и сня
тие со счета. Кроме этого, они являются инструментом гарантии чеков,
дублируя классический платежный инструмент. В последнее время пла
стиковые карточки сочетаются с дополнительными услугами (страхова
ние, гарантии, скидки).
Таким образом, рассмотрев развитие банковских продуктов в историческом разрезе можно сделать вывод о том, что предоставляя депозитные, расчетные, платежные,
кредитные услуги на денежном рынке, банки уже частично становятся
партнерами предприятий - производителей «новой стоимости». Банк
становится не просто хранителем ликвидности, но и общественным кассиром, организатором переводов, эмитентом и мультипликатором пла
тежных инструментов. Обострившееся противоречие между ликвидно
стью и доходностью, на возросшую конкуренцию на рынке ликвидности обусловило такие новации денежного рынка как нау-счета, счета
ATS
, счета
OOU
, пластиковые карточки и др. Этому способствовало развитие
информационных банковских технологий, переход к онлайновым средствам связи, применение магнитных карточек и снабжение их микропроцессором. Переход к новым продуктам усилил потребность в сопряженных услугах.
Появление новых потребностей и продуктов, усиление активности домохозяйств и другие явления существенно транс
формировали банковский бизнес на денежном рынке. Восходящая тен
денция при поступательном развитии экономики обеспечивает необхо
димые условия для реализации его продуктов. В условиях экономиче
ского спада денежный рынок замыкается на интересы выживания, активизируются потенциально заложенные в банковском деле нисходящие
трансформационные процессы.
Полезные статьи:
Провайдеры систем электронного документооборота
Может показаться, что банку, имеющему большое число пользователей системы "банк-клиент", выгодно эксплуатировать собственную телекоммуникационную систему. На самом деле это не так. Оказывается, что целесообразно воспользоваться услугами специализированной фирмы-провайдера. Причины, по кот ...
Исторические сведения о возникновении биржевой
торговли
Современные биржи и принципы, лежащие в основе биржевой торговли товарами, имеют многовековую историю становления и развития. Древняя Греция и Древний Рим уже имели опыт формализованной торговли с центральным рыночным заведением, с общими товарообменными операциями, с денежной системой, с практикой ...
Коммерческие банки как субъекты кредитно-финансовых отношений
Банковская система в современной рыночной экономике состоит, как правило, из двух уровней: Центральный банк страны и коммерческих (депозитных) банков различных видов. Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвр ...