Большинство коммерческих банков в странах с развитой рыночной экономикой рассматривают сегодня услуги клиентам как своеобразный «товар», а предоставление услуги - как продажу этого товара. На формирование концепции «продажи услуг как товара» нацелена политика многих банков. Эта идея является ключевой в современных курсах обучения банковских работников, задача которых овладеть не только непосредственно банковским делом, но и искусством создания определенной атмосферы в банке, предполагающей активное и плодотворное взаимодействие служащих банка и клиентов.
Построение нового банковского механизма возможно путем внедрения рациональных принципов функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на вековой опыт рыночных финансовых структур. Поэтому столь велико значение изучения зарубежной практики, которая является продуктом длительного исторического отбора в жестких условиях конкурентной борьбы.
В западных странах коммуникационная политика банков формировалась на основе определенного использования опыта деятельности в этой области промышленных и торговых компаний и вбирала в себя достижения общей теории управления, предлагающей определенные стандарты в области алгоритмов принятия решений, формирование же ее в Казахстане происходит одновременно с развитием рыночной экономики.
Исторически процесс производства и реализации банковской услуги в научной литературе делят на три основных этапа, для каждого из которых характерна специфическая базовая идея.
В период создания общества классического капитализма с преобладанием свободной конкуренции, услуга коммерческого банка была направлена на совершенствование депозитно-ссудной деятельности, а коммерческие банки выполняли функцию посредничества в движении денежного капитала между заемщиками и владельцами свободных денежных средств. Управленческая идея в стратегической политике коммерческого банка была направлена на формирование объективного комплекса информации о состоянии и операциях субъектов, экономической состоятельности и финансовой надежности клиентуры и о перспективах прироста ссудного капитала.
Период монополистического капитализма заключается в глобальной возможности контроля над денежным и промышленным капиталом. Это позволяло коммерческим банкам регулировать по собственным мотивам возможности кредитного рынка. В управлении главную позицию занимает идея выявления потребностей и предложений с целью их удовлетворения для обеспечения максимально высокой и стабильной нормы прибыли на денежный капитал, формируется основа инвестиционной активности коммерческих банков.
Содержание комплекса информационного менеджмента коммерческого банка изменяется в направлении увеличения доли информации, связанной с инвестиционной деятельностью, по поводу купли-продажи ценных бумаг участников фондового рынка и эмиссии собственных ценных бумаг.
Современный период технологических и научно-технических преобразований характеризуется созданием международных сетей информационного обмена, а сфера распространения банковской услуги приобретает наднациональный вид.
Главной задачей менеджмента становится удовлетворение потребностей потребителей услуги при обеспечении расчетной рентабельности и эффективности функционирования банковского капитала. Процесс менеджмента на всех этапах зависит от его информационной составляющей, поэтому современную мировую тенденцию в системе управления коммерческим банком можно обозначить как маркетинговый менеджмент.
В 70-е гг. банки приступили к серьезному маркетинговому анализу своих взаимоотношений с клиентами. В результате усиления конкуренции между коммерческими банками и другими финансово-кредитными институтами маркетингу придается все большее значение. В некоторых странах были созданы специальные исследовательские институты, специализирующиеся на изучении проблем рекламы и маркетинга. В настоящее время понятие маркетинга в банковской сфере включает следующие основные компоненты:
ü Выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг.
ü Выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определения потребностей клиентов в этих сферах.
ü Установление кратко- и долгосрочных целей для развития существующих и создания новых видов услуг.
Полезные статьи:
Современный биржевой рынок. Показатели динамики
биржевой торговли
В настоящее время преобладают фьючерсные биржи. Биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или со ...
Валютный рынок Украины
В сфере валютной политики Национальный банк ставит задачу иметь реальный курс украинского карбованца относительно свободно конвертируемых валют на уровне сбалансированности спроса и предложения. Для решения этой задачи и упорядочения ситуации на валютном рынке, для защиты национальной валюты паралл ...
Порядок доступа финансовых инструментов к биржевой торговле: листинг,
делистинг
Особенностью биржевой торговли является то, что сделки совершаются всегда в одном и том же месте, в строго определённое время проведения биржевого сеанса (или сессии) и по чётко установленным, обязательным для всех участников правилам. Биржа создаёт чёткую организационную структуру, чёткий механизм ...