Современная банковская система Казахстана сложилась в результате различных преобразований, проведенных в рамках банковской реформы, которая проводится в нашей республике с 1987 года.
Переходный период, в течение которого сосуществовали старые и новые банковские структуры, оказался сравнительно непродолжительным. В результате в Республике сложилась двухуровневая банковская система, первый уровень которой представляет Национальный банк, а второй или нижний уровень представляют государственные, коммерческие, совместные и иностранные банки. Реформирование банковской системы Казахстана проходило практически в три этапа.
На первом этапе в условии существования СССР была проведена реорганизация государственных отраслевых специализированных банков передачей части функций центра республиканские подразделения соответствующих банков, начато создание первых коммерческих банков и сделаны начальные шаги по преданию Госбанку отдельных функций центрального банка.
Второй этап характеризуется постепенным переходом Национального банка к выполнению ряда функций центрального банка в рамках существования рублевой зоны, экстенсивным формированием и развитием коммерческих банков, началом формирования национальной банковской нормативно-правовой базы.
На третьем этапе в связи с введение национальной валюты на Национальный банк была возложена полная ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы, введение классических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, укрепление системы регулирования деятельности банков.
Следует, что в начале третьего этапа состояние банковской системы страны по существу не отвечало в полной мере объективно предъявляемым к ним требованиям. Это относилось как к Национальному банку, который к тому времени не имел традиций и опыта в части выполнения функций центрального банка, так и к банкам второго уровня которые не способны были в необходимых объемах осуществлять кредитование экономики за счет собственных и самостоятельно мобилизуемых финансовых ресурсов и выполнять весь комплекс банковских услуг.
В этих условиях Национальным банком была разработана и утверждена президентом республики конкретная программа реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год. Программа была скоординирована с мероприятиями правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса, а также учитывала рекомендации международных финансовых организаций. В ходе выполнения этой программы были получены определенные позитивные результаты:
* достигнута необходимая координация деятельности Национального банка, Министерства финансов в проведении финансовой политики государства;
* завершено внедрение всего спектра инструментов денежно-кредитного и валютного регулирования, характерных для классических центральных банков;
* разработаны следующие механизмы системы надзора и регулирование деятельности банков второго уровня;
* создана нормативная база, начата обработка системы валютного регулирования и контроля;
* приняты меры по повышению уровня и оперативности анализа макроэкономических процессов, их прогнозирования и использования принятия решения;
* проведена значительная работа по достижению адекватности используемой системы бухгалтерского учета Национального банка и банка второго уровня международным стандартами потребностям рыночной экономики;
Полезные статьи:
От Генуэзской к Бреттонвудской валютной системе
Кризис мировой валютной системы и создание Бреттонвудской системы. Вторая мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской валютной системы. Разработка проекта новой мировой валютной системы началась еще в годы войны (в апреле 1943г.), так как страны опасались потрясений, подобных валютному ...
Задачи и структура рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг является составной частью рыночной экономики. Развитость и степень регулирования его со стороны государства являются важнейшими индикаторами зрелости экономического развития страны. Рынок ценных бумаг работает в системе финансового рынка в целом и испытывает воздействие не только ...
Маркетинговая деятельность
Банковский маркетинг – система управления и организации деятельности банка, направленная на получение прибыли в результате сбыта производимых банковских продуктов и услуг, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Целью маркетинговой политики банка, кроме роста получаемой прибыли явля ...