В Положении о раскрытии информации (п. 1.6) предусмотрено, что при опубликовании информации в Интернете эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к ней, а также сообщить по требованию заинтересованных лиц адреса веб-страниц, на которых опубликована информация. Также указывается (п. 2.4.4) обязанность эмитента опубликовать текст зарегистрированного проспекта на веб-странице в Интернете не позднее 2 дней с даты опубликования информации о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) или получения письменного уведомления об этом посредством почтовой, факсимильной, электронной связи.
Текст зарегистрированного проспекта ценных бумаг должен быть доступен в Интернете до истечения не менее 6 месяцев с даты опубликования в Сети либо зарегистрированного отчета, либо уведомления об итогах выпуска дополнительного выпуска) ценных бумаг. Это положение (а зачастую и большие размеры файлов, размещенных в Интернете и содержащих проспекты ценных бумаг) в немалой степени затрудняет доступ к этим эмиссионным документам.
За рубежом принят несколько иной перечень эмиссионных документов. Так, за 1,5–2 месяца до IPO (перед road show) публикуется проект проспекта выпуска ценных бумаг (информационный меморандум) объемом 10–15 страниц. Затем составляется инвестиционный меморандум (предварительный проспект эмиссии), который имеет несколько вариантов от предварительного до окончательного (100–300 страниц), и, наконец, публикуется непосредственно проспект ценных бумаг. Как эмитент предполагает использовать привлекаемые средства, можно узнать из резюме – первого раздела инвестиционного меморандума и проспекта (7–10 страниц).
Следует отметить, что информационный и инвестиционный меморандумы не являются частью эмиссионных документов. В российском законодательстве вообще отсутствуют эти понятия (что, впрочем, не мешает отечественным компаниям использовать такого рода документы для привлечения иностранных инвесторов). Соответственно, не существует и каких-то жестких стандартов или требований к их содержанию.
Рассмотрим в качестве примера проспект ценных бумаг МТС, привлекших в ходе IPO в 2000 г. на Нью-Йоркской фондовой бирже 371 млн. долл. В проспекте говорилось: «За период до 2002 г. мы намерены использовать средства, полученные в результате размещения акций, следующим образом:
§ 135 млн. долл. – на финансирование инвестиций в сетевую инфраструктуру Московского лицензионного региона;
§ 75 млн. долл. – на расширение бизнеса в других наших лицензионных регионах;
§ 45 млн. долл. – на приобретение существующих GSM-операторов и держателей лицензий, хотя мы не имеем в настоящее время каких-либо договоренностей или соглашений, касающихся материальных приобретений или инвестиций;
§ 50 млн. долл. – на финансирование инвестиций в новые услуги мобильной связи, такие как доступ в Интернет, повышение скорости передачи данных и другие современные мобильные технологии телекоммуникации».
Надо сказать, что, по западным меркам, в данном проспекте пути использования поступлений раскрыты неполно, и, следовательно, обязательства не слишком связывают руки менеджменту, так что если возникнет какая-нибудь благоприятная возможность, компания сможет воспользоваться ею.
Полезные статьи:
Международные ЦБ
Это бумаги, выпускаемые внутри какой-либо страны в иностранной валюте и продаваемые за рубежом. Иначе говоря, они обращаются на зарубежных рынках. Эмитентами являются: 1. Правительство 2. Муниципальные органы власти 3. Крупные корпорации и банки. Международные ценные бумаги начали появляться с семи ...
История развития обязательного страхования
автогражданской ответственности
Многие институты и категории страхового права мы нередко воспринимаем как данные раз и навсегда. Между тем все они прошли определенный путь развития, и жизнь показывает, что для того, чтобы понимать сущность некоторых из них, очень важно знать, как это развитие происходило, то есть на каком этапе э ...
КБ и его функции
КБ - это автономное экономически самостоятельное, независимое коммерческое предприятие, которое функционирует при условиях государственного контроля за его деятельности со стороны органов банковского надзора. Признаки классификации коммерческих банков: а) по форме собственности: -унитарные (на прин ...