Инвестиционные операции банка - это вложения денежных и иных резервов банка в ценные бумаги, недвижимость, уставные фонды предприятий от своего имени и по своей инициативе с целью получения прямых и косвенных доходов.
Прямые доходы от вложений в ценные бумаги банк получает в форме дивидендов, процентов или прибыли от перепродажи. Косвенные доходы образуются за счет расширения доли рынка, контролируемого банком, через дочерние и зависимые общества и усиления их влияния на клиентов путем участия в корпоративном управлении на основе владения пакетом их акций.
Процесс принятия инвестиционных решений коммерческим банком на рынке ценных бумаг - это формирование портфеля ценных бумаг (планирование, анализ и регулирование состава портфеля ценных бумаг, управление портфелем с целью достижения поставленных перед портфелем целей при сохранении необходимого уровня его ликвидности, риска и минимизации расходов).
Портфельное инвестирование состоит из следующих этапов:
1) выбор и формулирование собственной стратегии;
2) определение инвестиционной политики;
3) комплексный анализ рынка;
4) формирование стартового портфеля;
5) реструктуризация портфеля.
Важнейшим этапом инвестирования является выбор стратегии. Выделяют следующие инвестиционные стратегии:
стратегия постоянной стоимости. В этом случае при управлении портфелем его общая стоимость должна поддерживаться на одном уровне, что достигается либо изъятием полученной прибыли, либо внесением дополнительных средств в случае убытков;
стратегия постоянных пропорций. При этой стратегии владелец портфеля поддерживает в течение определенного периода времени одинаковые соотношения между отдельными оставляющими портфеля. Структура портфеля, по которой устанавливаются пропорции, может быть определена по большому числу признаков, например: уровень рискованности ценных бумаг, виды ценных бумаг, отраслевая или региональная (в том числе страновая) принадлежность эмитентов ценных бумаг и т.д. Когда в результате движения рыночных цен на ценные бумаги, входящие в портфель, установленное соотношение нарушается, банк производит продажу ценных бумаг, доля которых возросла, а на врученные денежные средства покупает ценные бумаги, доля которых упала;
стратегия плавающих пропорций. Более сложная стратегия ценных бумаг, заключающаяся в установлении разнообразных (но не постоянных) желаемых пропорций портфеля. Например, если при выборе такой стратегии инвестор, склонный к риску, исходит из предположения, что рынок инертен и аналогичные изменения пропорций портфеля будут происходить и дальше. Иными словами, если доля акций в портфеле возросла за счет их более быстрого роста по сравнению с облигациями, то инвестор приобретает акции, рассчитывая на продолжение их ускоренного роста.
Исходя из степени приемлемого риска можно выделить следующие инвестиционные стратегии коммерческих банков:
агрессивная стратегия. В этом случае допускается высокая доходность вложений и высокий риск, объектом вложений обычно выступают акции, высокодоходные облигации ненадежных эмитентов и другие рискованные активы;
сбалансированная (опытная) стратегия. В этом случае поддерживается равномерное распределение высокорискованных и низкорискованных активов, т.е. в случае возникновения непредвиденных сложностей их реализация на вторичном рынке осуществляется с минимальными потерями;
Полезные статьи:
Ипотечный кризис
Просрочка платежей по ипотечным кредитам стремительно растет. Если так будет продолжаться и дальше, еще до конца года около трех сотен банков, выдававших ипотечные кредиты, станут банкротами. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) обнародовало шокирующую статистику: просроченная задо ...
Перспектива развития и пути совершенствования корреспондентский отношений
Предложения об установлении корреспондентских отношений, подготовленные соответствующими подразделениями банка, должны содержать данные о финансовом положении и кредитоспособности банка, особенностях его деятельности и месте в кредитной системе страны, об условиях выполнения им банковских операций ...
Маркетинговая деятельность
Банковский маркетинг – система управления и организации деятельности банка, направленная на получение прибыли в результате сбыта производимых банковских продуктов и услуг, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Целью маркетинговой политики банка, кроме роста получаемой прибыли явля ...