14 января 2011 года акционеры «Номос-банк» одобрили решение о дополнительном выпуске акций, объем допэмиссии по номиналу составил 300 миллионов рублей, что увеличило уставный капитал банка на 6,06%, до 5,25 миллиардов руб. Допэмиссия была размещена по закрытой подписке среди нынешних акционеров. При этом допэмиссия является лишь частью сделки банка по выходу на IPO. Размещение прошло в России и на Лондонской фондовой бирже. Организаторами размещения были выбраны Deutsche Bank, Credit Suisse и «ВТБ Капитал».
На бирже акционеры банка продали часть имеющихся у них акций неограниченному кругу инвесторов. После этого акционеры часть привлеченных средств потратили на выкуп допэмиссии, а часть оставили себе. Такая структура предоставляет возможность ускорить сделку и позволяет провести ее при благоприятной рыночной конъюнктуре.
Схема, по которой провёл IPO «Номос-банк» для компаний других отраслей не нова - по такой схеме в апреле прошлого года размещались фармдистрибьютер «Протек» и группа компаний «Русское море», в свое время ее использовали такие эмитенты, как НЛМК, «Северсталь», группа «Разгуляй». Часто акционеры проводят первичное размещение акций компаний прежде, чем выкуп допэмиссии, с целью определить рыночную оценку акций.
Также такая схема позволяет сократить время от момента размещения до регистрации выпуска российским регулятором. При такой структуре сделки инвесторы могут сразу же торговать бумагами, не дожидаясь регистрации в ЦБ отчета об итогах допэмиссии, на что по закону у регулятора есть 14 дней.
Впрочем, у описанной схемы размещения есть и недостатки. Выход на биржу без проведения допэмиссии юридически сложнее и дороже из-за многочисленных трансакций денег и бумаг, чем размещение новых акций.
Причем такая структура сделки может снижать привлекательность акций в глазах инвесторов и, как следствие, рыночную стоимость размещаемых акций, поскольку говорит о том, что не все привлеченные средства будут направлены на развитие банка. Рынок будет ждать меньшего роста и доходности от компании, из которой акционеры выходят, чем от компании, в которой акционеры остаются и размещают новые акции.
Возвращаясь к вопросу о недостатках процедуры организации выпусков бумаг: участники рынка отмечают наличие своеобразных двойных стандартов: с одной стороны, они вынуждены действовать в строго формальных рамках, малейшее отступление от которых влечет за собой суровые санкции - от долгосрочного приостановления эмиссионного процесса до отказа в регистрации выпуска. С другой - регулятор может позволить себе выходить за рамки регламента. Примеры таких действий - неаргументированная задержка регистрации и выдачи прошедших все процедуры документов на срок от нескольких дней до недели.
Большинство организаций, как кредитных, так и не связанных с финансовой сферой, отмечают слишком формализованный подход к порядку раскрытия информации при проведении первичного размещения ценных бумаг. Например, проспект ценных бумаг - неотъемлемый атрибут выхода акций и облигаций на рынок - довольно труден для ознакомления. Он имеет чрезмерно сложную структуру, содержит огромное количество дублирующейся информации, а требования к его содержанию не учитывают особенности сферы деятельности эмитентов. По мнению участников рынка, не стоит недооценивать заинтересованность и компетентность самого эмитента. То есть разработка оптимальной структуры раскрываемой информации входит в интересы эмитента, и именно он должен позаботиться о том, чтобы предоставить инвесторам максимально полную и объективную информацию. Ведь никакой участник рынка не будет вкладывать деньги в бумаги, если он не располагает достаточными данными для принятия инвестиционного решения. Инвесторов сильно беспокоит недостаточность информации о реальном состоянии дел в компании-эмитенте.
Неудивительно, что потенциальные инвесторы, как отечественные, так и иностранные, оценивают риск вложения в ценные бумаги российских эмитентов как высокий.
По законодательству акции и облигации, являясь эмиссионными бумагами, подлежат регистрации в ФСФР. За рассмотрение документов для регистрации и саму регистрацию взимается государственная пошлина размере 0,2% номинальной суммы выпуска (но не более 200 000 рублей), которая подлежит уплате одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. Исходя из этого, коммерческий банк обязан заплатить сумму налога еще до получения привлекаемых средств, не будучи уверенным в том, что выпуск разместится полностью, а также в том, что он пройдет регистрацию в ФСФР.
Полезные статьи:
Экономическая деятельность банков с участием иностранного капитала на
российском рынке
Приход иностранных банков на российский рынок состоялся в начале 1990-х гг., как и в большинстве других развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Открыв внутренний рынок для иностранных банков, государство преследовало несколько целей: стимулировать приток иностранных инвестиций, по ...
Классификация банковских рисков
Как известно, современные коммерческие банки сталкиваются в процессе своей деятельности со многими видами рисков, однако не все риски поддаются банковскому контролю. В зависимости от сферы влияния или возникновениябанковского риска они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся рис ...
Перспективы банковского кредитования
Конечно, внимательные клиенты знают, что в их кредитном договоре есть пункт о том, что банк оставляет за собой право изменять процентную ставку, как в сторону повышения, так и в сторону уменьшения. Но, ни одна коммерческая структура не повышала ставки даже в сложный период лета 2010 года, когда мы ...