"Классический" характер данных мер не препятствует спорам о их природе, среди наиболее распространенных - споры о правовом статусе Центрального Банка России и его полномочиях. В частности многие специалисты отмечают, что конституционно-правовой статус ЦБ РФ не может быть признан оптимальным, и он никоим образом не влияет на реальный сектор экономики. Следует отметить, что предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами деятельности ЦБ РФ практически не действуют. Приходится констатировать всевластие банка. Исследование убеждает нас, что Центробанк в своей деятельности в рамках банковской системы страны сосредоточил в своих руках все основные функции: нормотворческую, исполнительную, судебную. Существующая мировая практика не знает такой концентрации полномочий, как у Центрального банка РФ. Такого нет ни в одной развитой стране в мире, которая действует в условиях глобального перемещения капиталов и банковских услуг.
В будущем возможно многих основных функций Центрального банка (кроме поддерживания курса рубля) среди других органов власти, в том числе, вновь создаваемых для этих целей.
В связи со сложившейся кризисной ситуацией необходимо введение новых мер координационного регулирования. И нынешнее положение банковской системы России уже позволяет выделить современные и докризисные меры координационного регулирования.
Среди современных, "кризисных" мы можем считать закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года".
Начавшийся кризис обнажил уже многие ранее отмечавшиеся исследователями негативные стороны современной банковской системы России. Он показал, что наши банки не только пока еще очень слабы и экономически зависимы от иностранных банков, но и экономически и политически сильно зависят от государственной власти.
Таким образом, мы можем сделать вывод, правовое регулирование банковской системы в условиях кризиса должно применить ряд действенных мер:
Экономическим путем, облегченным в правовую форму, банки будут напрямую принуждаться к "государственно одобряемому" поведению, например, делать вложения в реальный сектор экономики. Этому способствует и увеличение доли государства в кредитном секторе.
Некоторые организационные изменения в сфере государственной координации банковской системы. Все чаще упоминают, что Банк России - далеко не единственный регулирующий орган, Будущее органы управления банковской системой должны являться инструментом государственного влияния на банковскую систему, а также обладать контрольно-надзорными полномочиями над основной деятельностью организаций второго уровня банковской системы, Повышение размера государственных гарантий законодательным путем,
Проанализировав правовую базу функционирования банковской системы, мы можем сделать заключение о необходимости вышеперечисленных мер для эффективной деятельности банковской системы России
Полезные статьи:
Классификация банковских рисков
В условиях широты сферы банковской деятельности и многообразия банковских продуктов и услуг, важно осуществить классификацию банковских рисков. В зависимости от определенных критериев, ее можно представить следующим образом (Таблица 1.1.) Классификация банковских рисков. Таблица 1.1. Критерии класс ...
История появления электронных банковских услуг в
России и за рубежом
Переход на новые формы экономических отношений повлек за собой реструктуризацию банковской системы и внедрение новых программных форм расчетов. Одними из первых банки разработали банковские карты, которые значительно расширили спектр услуг, предоставляемых банками, и дали начало многим другим элект ...
Перестрахование
1. Проблема укрепления финансовой устойчивости страховых операций тесно связана с выравниванием размеров страховых сумм, на которые застрахованы различные объекты. Только в этом случае финансовая устойчивость не зависит от размера страховой суммы. Стремление страховщиков к выравниванию страховых су ...