Одной из важнейших функций государства является экономическая функция. Она выражается не только в приоритетной защите основных правовых ценностей рыночной экономики (таких как свобода предпринимательства, конкуренция, собственность вне зависимости от формы), но и в государственно-правовой помощи новым рыночным институтам России.
Разновидностью экономической функции выступает функция координации банковского рынка. В Конституции Российской федерации провозглашается невмешательство государства в экономическую систему, хотя государство и может в общественных интересах регулировать, координировать деятельность экономических субъектов.
В ст. 9 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1(ред. от 28.02,2009) "О банках и банковской деятельности" закреплены принципы невмешательства государства в банковскую систему, однако речь идет лишь об отсутствии прямого вмешательства посредством субординационного воздействия. Координационные меры, от которых государство временно отказывалось в 1990-х гг., на сегодняшнем историческом этапе достаточно популярны. Речь идет не только о таких классических механизмах регулирования банковской деятельности, как банковский надзор (фактически финансовый контроль), осуществляемый ЦБ РФ на основании упомянутого ранее закона и Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации", регулирование вопросов банкротства кредитных организаций, лицензирование банковской деятельности, установление минимальных резервов, а так же относительно новых механизмах - таких как институт гарантирования вкладов.
Таким образом, с данных позиций можно выделить как "классические", так и относительно новые меры координационного регулирования государством банковского рынка.
К числу основных "классических" мер координации банковской деятельности мы относим установление требований к открытию кредитной организации (требования к уставному капиталу, к руководству и т.п.) и требование об исполнении данных обязательных норм; банковский надзор со стороны ЦБ РФ и его территориальных органов; иные полномочия, осуществляемые ЦБ РФ на основании упомянутых ранее законов; регулирование вопросов банкротства кредитных организаций, лицензирование банковской деятельности, установление минимальных резервов.
Для "классических" мер характерны длительность и традиционность их применения, наработанная практика взаимодействия с подконтрольными субъектами и иными органами, признание и применение этих мер повсеместно в мировом сообществе, их явная целесообразность, как для проверяемых субъектов, так и для общества в целом.
Эти меры уже были прописаны в первых редакциях Федеральных законов "О Центральном Банке РФ" и "О банках и банковской деятельности" в начале 1990-х гг. Они применяются в текущем режиме и сегодня, в них вносятся только различные изменения и поправки, связанные с изменением и развитием экономии страны. Так новый Закон "О центральном банке Российской Федерации", принятый в 2002г. И пришедший на смену одноименному российскому закону, за 6 лет претерпел 14 редакций и 6 существенных изменений, а Закон "О банках и банковской деятельности" за время своего существования - 30.
Полезные статьи:
Сертификаты
Всякий документ, право требования, по которому может уступаться одним лицом другому, являющийся обязательством банка по выплате размещенных у него депозитов, должен именоваться депозитным сертификатом, а аналогичный документ, являющийся обязательством банка по выплате размещенных у него сберегатель ...
Изменения в подходах к анализу кредитного риска на примере ОАО Банк ВТБ
Итак, в сложившейся ситуации банкам необходимо: 1. Пересмотреть действующую кредитную политику банка с точки зрения ее соответствия ситуации на рынке: в период мирового финансового кризиса, ухудшения экономической конъюнктуры, серьезного замедления темпов роста экономики России, «старая» (докризисн ...
Сущность страховых взносов и виды страховых премий
Страховой взнос может быть рассмотрен с экономической, юридической и математической точки зрения. Экономическая сущность страхового взноса проявляется в том, что он представляет собой часть национального дохода, который выделяется страхователем целью гарантии его интересов от вредоносного воздейств ...