Интернет-системы первого типа предпочтительнее для клиентов, желающих иметь более высокий уровень безопасности проводимых трансакций. Интернет-системы второго типа более дешевы и экономичны в эксплуатации для банковских клиентов, а также более мобильны. Пока эти два типа Интернет-технологий платежей дополняют друг друга.
Кроме компьютера для доступа к Интернет-сайту может использоваться сотовый телефон с технологией WAP (wireless application protocol -протокол беспроводного доступа), что получило собственное название WAP-банкинг, или mobile-banking (m-banking).
Полный список услуг, которые банк может оказывать через Интернет, очень обширен. Он включает в себя, в частности:
управление счетами и движением средств между счетами, в том числе счетами для банковских пластиковых карт;
открытие самых различных банковских счетов;
конвертационные операции;
проведение платежей по счетам, в том числе за товары и услуги, включая коммунальные;
пополнение счетов, снятие денег со счетов;
переводы денег, в том числе в иностранных валютах;
операции с инвестиционным портфелем, который находится в управлении банка;
кредитные операции (овердрафтный кредит);
получение информации о состоянии счетов;
получение консультационных и информационных услуг.
При этом стоит обратить внимание на то, что в рамках Интернет-банкинга речь идет о высоко стандартизированных наборах операций, поскольку они проводятся практически без какого-либо участия банковского персонала. Клиент, обслуживающийся с помощью Интернет-банкинга, может быть полностью освобожден от каких-либо посещений банка, тем более что у банка вообще может не быть офиса. В западных Интернет-банках это происходит приблизительно так.
Клиент регистрируется на сайте банка, в качестве подтверждения своей личности указывая свой номер социального страхования, и получает временный пароль (который он затем может изменить). Указав свои почтовые реквизиты, человек получает по почте все, что ему необходимо: реквизиты, чеки, банковские карты, специальные конверты для отправки в банк вкладов, а также карточку для подписи, которую ему необходимо отослать обратно в банк. Все деньги в банк идут либо безналичными переводами, либо по почте. Для оплаты используются чеки либо наличность, полученная из банкоматов. Состояние счета контролируется с помощью Интернета или с помощью ATM, которые для аутентификации используют специальные пластиковые карты, а их функции поддерживают банкоматы. Операции управления счетами, безналичные платежи совершаются через Интернет. Кредит пользователь может оформить также через Интернет, причем банки предоставляют очень широкий спектр услуг кредитования (хотя это, конечно, зависит от конкретных банков и конкретных клиентов), включая, например, ипотечное кредитование. Если ему понадобится консультация, то она может происходить либо по электронной почте, либо по телефону с живым человеком, что клиенты таких банков считают большим плюсом. Остается лишь заметить, что в основе успеха всех этих процессов лежит концепция надежности документооборота, как почтового, так и электронного.
В России рынок услуг интернет-банкинга находится на первоначальном этапе развития: всего полторы сотни из тысячи трехсот отечественных кредитных учреждений оказывают или планируют предоставлять в ближайшем будущем услуги интернет-банкинга. Это связано, прежде всего, с малым количеством пользователей Интернета в стране
Полезные статьи:
IPO-2010 г., перспективы и тенденции рынка
По данным исследования THOMSON REUTERS, в первом полугодии 2010 г. объем рынка первичных публичных размещений достиг максимальных значений IV кв. 2007 г. По отношению к аналогичному периоду 2009 г. рынок IPO вырос в 7,2 раза –с 13 млрд. до 93,9 млрд. долл. Обращает на себя внимание структура рынка ...
Понятие и классификация кредитного портфеля банка
Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка. Со структурой и качеством кредитного портфеля связаны основные риски, которым подвергаетс ...
Особенности и модели
корпоративного управления в коммерческих банках
Распространение корпоративного менеджмента, в том числе и в сфере банковского дела, обусловлено тем, что мировое экономическое развитие к началу XXI века стало отличаться активным развитием корпоративной интеграции хозяйствующих субъектов. Причины такого явления усматриваются, прежде всего, в стрем ...