Для устойчивого функционирования банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов, необходимо проводить анализ финансового состояния кредитных организаций. Цель анализа – обеспечить качественное управление развитием всех важнейших экономических и финансовых параметров жизнедеятельности банка: таких, как структура его пассивов и активов; капитал и платежный оборот (собственные и привлеченные средства); прибыльность операций; риски портфеля финансовых инструментов; внутрибанковское ценообразование и эффективность работы подразделений банка.
Методики анализа финансового состояния кредитных организаций должны устанавливать с высокой точностью степень надежности банка и способность бесперебойно выполнять свои обязательства перед клиентами. В настоящее время еще не создано единой методики оценки деятельности коммерческого банка [9].
Различные подходы Центрального банка РФ, независимых экспертов и аналитических отделов самих банков к анализу финансового состояния объясняются различными целевыми установками, использованием разных методов оценки и, соответственно, набором показателей, их характеризующих.
В настоящее время в России сложились все предпосылки для активного развития методик банковского мониторинга. Разнообразные системы оценки банков разрабатываются как непосредственно силами кредитных учреждений и органов надзора, так и специализированными журналами («Профиль» «Деньги», «Эксперт»), а также рейтинговыми агентствами (ИЦ «Рейтинг», Thompson BankWatch и др.).
Рейтинговые системы можно условно разделить на две категории: включающие в себя исследования на местах, т.е. изучение организации «изнутри» (в некоторых публикациях они именуются «инсайдерскими»), и дистанционные.
Первыми появились методики, предусматривающие проведение исследований на местах. Их разработка была обусловлена потребностью в формализации процедуры анализа надежности банков контролирующими органами. Впоследствии были разработаны методики дистанционного анализа, которые опираются исключительно на данные, содержащиеся в публикуемой отчетности банков. В ряде случаев туда включаются некоторые результаты проведенных ранее исследований на местах [21].
Отличительной особенностью большинства методик составления банковских рейтингов является наличие ряда компонентов (иногда интегральных), полученных экспертным путем либо с помощью простейших математических операций над данными отчетности (как правило, это определение соотношений между различными показателями). На основе таких компонентов вычисляется итоговый рейтинг, который считается адекватным отражением степени надежности банка. Пожалуй, самый известный в мире рейтинг для оценки на местах — CAMELS. Он используется американскими организациями, осуществляющими надзор за банками — FRS, OCC и FDIC. Для надзора за банковскими холдингами FRS использует другой рейтинг — ВОРЕС, состоящий из иного набора компонентов: Bank Subsidiaries (дочерние банки), Other Subsidiaries (прочие дочерние компании), Parent Company (компания- учредитель), Earnings (доходы) и Capital (капитал). Отдельно оценивается трехуровневый рейтинг менеджмента. Учитывая обилие опубликованной о CAMELS информации, ограничимся краткой характеристикой данного рейтинга. Итак, CAMELS формируется из шести интегральных компонентов:
Полезные статьи:
Структура и факторы кредитного риска
Кредитный риск можно отнести к внутреннему (т.е. регулируемому и индивидуальному для каждого финансового посредника) риску, который в наибольшей степени поддается банковскому контролю. В рекомендациях Базельского комитета (2) выделяется 3 компоненты совокупного финансового риска: кредитный, рыночны ...
Критерии информационной прозрачности
В наибольшей степени понятие «информационная прозрачность компании» формируют такие показатели, как: • Наличие четкой коммуникативной политики и стандартов в компании, регламентирующее какую информацию, в каком объеме, по каким каналам и как передавать. • Выпуск полноценного годового отчета банка, ...
Формы банковской конкуренции
В банковской конкурентной стратегии важно учитывать формы конкуренции внутриотраслевую и межотраслевую. Каждая из них характеризуется своими методами. На современном российском банковском рынке присутствует внутриотраслевая конкуренция и ее основные формы: предметная и видовая, хотя и с определенны ...