Для банков особое значение имеет большее число постоянных клиентов, так как в этом случае стабильнее депозиты в банке и его ликвидность.
Анализируя практику коммерческих банков США в части соблюдения ликвидности, отмечено следующее: "При хорошей организации работы по привлечению ресурсов не имеет существенного значения количественное соотношение некоторых статей актива с привлеченными депозитами. Действительно, более низкое процентное соотношение среднесрочных и долгосрочных размещений средств по активу с привлеченными депозитами значит меньше, чем более высокое соотношение, если во втором случае обеспечивается стабильность депозитов из конкретных источников на базе давно установленных традиционных связей".
Экономичность, эффективность использования и ликвидность средств предприятий и организаций непосредственно отражаются на стабильности кредитного потенциала банка. В этой связи банк должен хорошо знать деятельность своих клиентов, систематически анализируя такие его показатели, как:
ликвидность баланса;
рентабельность использования средств, в частности оборачиваемость оборотных средств как реальный экономический критерий степени ликвидности средств;
планы производства и их соответствие условиям рыночной конъюнктуры товаров;
технический уровень предприятия и перспективы его развития;
удельный вес продукции, производимой на экспорт, и др.
Средства населения должны занимать особое место в банковской политике формирования средств кредитного потенциала. Основные факторы, которые воздействуют на приобретение сбережений населения, следующие:
Величина денежных доходов и склонность к сбережениям.
Организация приобретения сбережений путем широкой банковской сети.
Качество предоставляемых услуг населению.
Организация информационной службы.
Техническая оснащенность отдела банка по работе с населением.
Хорошие знания клиентов, их региональное распределение, финансовые силы, интенсивность потребности и использования депонированных в банке средств, надежность в выполнении обязательств, возможности обеспечения и другие факторы, на основе которых можно создать реальное представление о притоке и оттоке средств населения.
Особое место в источниках средств кредитного потенциала коммерческого банка занимают кредиты Национального банка РК . Специфика данного источника состоит в том, что:
во-первых, кредиты Национального банка РК — это средства эмиссии и основной инструмент регулирования объема денежной массы и ликвидности банковской системы;
во-вторых, кредиты Национального банка РК выдаются коммерческим банкам в порядке рефинансирования.
Система рефинансирования предполагает, что первоначально коммерческие банки предоставляют кредиты своим клиентам за счет своего кредитного потенциала, как правило, по определенному целевому назначению, имеющему важное значение для хозяйства в целом и укрепления денежного оборота. В последующем выдача кредита Национальным банком РК коммерческому банку имеет целью возместить (рефинансировать) часть источников кредитного потенциала коммерческого банка, которая задействована в вышеуказанных кредитах клиентов банка.
Возможности использования коммерческими банками кредитов Национального банка РК определяются денежно-кредитной политикой в стране, проводимой на том или ином этапе хозяйственного развития. Если Национальный банк РК хочет сократить денежную массу, он проводит политику рестрикции кредита, в том числе за счет сокращения кредитов, предоставляемых коммерческим банкам. И наоборот, если предусматривается рост денежной массы, предпочтение отдается развитию деловой активности предприятий за счет экспансии кредита, в том числе за счет роста кредитов, предоставляемых Национальным банком РК коммерческим банкам.
В настоящее время Национальный банк все еще допускает распределение кредитных ресурсов бывшим специализированным банкам, что не отвечает рыночным методам управления ресурсами. Вместе с тем, в последнее время Национальным банком предусматривается выдача кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования при соблюдении следующих условий:
Полезные статьи:
Результаты исследований 2011 г
Агентство S&P рейтингует 30 крупнейших банков по уровню информационной прозрачности второй год подряд. Средний показатель раскрытия информации кредитными организациями, представленный в исследовании "Информационная прозрачность российских банков в 2011 году", составил 48% от общего об ...
Роль потребительского кредитования в России
потребительский кредитования банк рынок В 2010 году банки стремились оживить спрос на кредиты как за счет снижения процентных ставок и комиссий, так и за счет смягчения условий кредитования. Однако, о восстановлении показателей объема выдачи на докризисный уровень говорить не приходиться, население ...
Рынок IPO в России
С начала 2005 года объем IPO российских компаний вырос почти на 400%, но радоваться этому пока рано. Все проведенные российскими компаниями IPO были совершены с явной недооценкой. И даже при этом российский рынок IPO с начала года вырос на 386%. Но, несмотря на бурный рост, рынку IPO в ближайшее вр ...