В результате при большом объеме безработицы лишь немногие подходили работодателям. Возник неудовлетворенный спрос. Хозяйственники, недовольные посылом некачественной рабочей силы, увидели в государственном регулировании тормоз в развитии промышленности, настаивая на демонополизации биржи труда. Заявки на рабочую силу поступали нерегулярно, предприятия начали сами подыскивать себе высококвалифицированных работников, как-то: кассиров, руководителей отделов и подразделений. Корреспондент костромской газеты "Красный мир" писал: "В день, когда требование на рабочую силу поступает на биржу, она осаждается безработными от профсоюза, который указывает персонально кандидатов, инвалидами с ярлычками для внеочередной посылки, женщинами из Женотдела, Губкомиссией помощи демобилизованным и 300 беженцами из Поволжья. В результате всестороннего нажима биржи труда теряет посреднические функции и вынуждена делать отступления от требований нанимателя"[19].
Затрудняла деятельность биржи труда также неэффективная внутренняя организация и условия труда. Тесные помещения ограничивали пропускную способность, возникали очереди безработных и толчея. Кроме того, сказывалась неукомплектованность штатов бирж, тяжелые условия труда, приравнивание функций кадрового эксперта к работе секретаря-регистратора. Средняя заработная плата работника биржи составляла 36 р. 80 к., в некоторых местах - 15 рублей (для сравнения: средний рабочий получал 100 рублей). Квалификация была низкой, поскольку грамотные люди уходили на хозяйственную работу. В середине 1923 г. появились новые ограничения, в частности, установлен предельный радиус найма через биржу - 15 верст, а также введен трехдневный срок исполнения спроса. Нередко раньше других трудоустраивались родственники. Против протекционизма и кумовства широкую кампанию развернули профсоюзы. Проведенные ими обследования обнаружили, что, например, "статистик первого разряда" на деле оказывался конторщиком-регистратором, а на частных предприятиях 100% спроса проходило с последующей регистрацией. В итоге биржи труда до 1924 г., захватив монополию, так и не смогли эффективно регулировать рынок труда. Государство выделяло деньги на социальную помощь безработным, а не подыскивало для предприятий нужные кадры. Местным биржам приходилось идти на многочисленные отступления от действующих правил. Так, Оренбургская биржа труда в 1923 г. предоставляла право безработным самим подыскивать работу по истечении "биржевого стажа". Ленинградская биржа предоставляла такое право внезависимости от времени и очереди, но с последующей регистрацией. Все биржи захлебывались от потока мнимых безработных. Учтя опыт мест, НКТ в 1924 г. издает постановление "О прекращении выдачи билетов безработным лицам, состоящим на учете бирж труда". С отменой льгот поступление на биржи труда уменьшилось, и единственным мотивом обращения стало реальное получение работы. Добровольное обращение работников, разрешение вольного найма означало демонополизацию государственного посредника[20].
В 1923 г. в России насчитывалось 1,4 млн. безработных, насчитывалось 57 посланных биржей на 100 предложений, а в начале 1924 г. их число возросло до 83. Зато кумовство на вольном рынке приобрело еще большие масштабы. В августе 1924 г. произошла очередная чистка зарегистрированных безработных, их численность сократилась на 40%. Прекратилось административное преследование нанимателя за отказ от найма безработного. Контроль же за соблюдением норм трудового законодательства передается органу охраны труда, а также профсоюзам, которые сразу стали развивать практику коллективных договоров. Определение категорий льгот по платежам — учреждениям, назначающим платежи, например, коммунальной службе. Юридически демонополизация трудового посредничества была установлена Положением о Биржах труда в 1925 г., хотя НКТ СССР оставил за собой право на обязательный найм через посреднические органы, но в исключительных случаях. Первыми результатами демонополизации стали повышение качества деятельности бирж и переход от пассивного посредничества к активному. Отделение посредничества от социальных мер открывало свободу действий. С 1924г. усиливается информационная функция бирж - учреждена газета "Трудовой посредник", публикующая объявления о вакансиях и претендентах. Бюро, организованные по профессиональному признаку, вырабатывали методы посредничества, устанавливая отношения со своим кругом потенциальных работодателей, в том числе соглашения об использовании производственных мощностей для проведения практической экспертизы. Улучшается качественный состав претендентов. Волна судебных процессов над "ответственными" работниками, уличенными в растратах, стимулировала обращение работодателей в бюро трудоустройства, которые имели высокую репутацию. Однако плотность услуг вызвала сомнения работодателей: приходилось платить за то, что раньше предоставлялось бесплатно[21].
Полезные статьи:
Роль и значение кредитной политики коммерческого банка
Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов и является одним из элементов банковской политики. На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ...
Коммерческие банки
Роль "рабочих лошадей" американской финансовой системы играют 13 753 ее коммерческих банка. Примерно 2/3 из них являются банками штатов, то есть частными банками, действующими в соответствии с чартером штата. Остальная треть получает чартеры от федерального правительства, то есть является ...
Виды и условия гражданско-правовой ответственности
Гражданско-правовая ответственность может классифицироваться на отдельные виды по различным основаниям. Гражданско-правовая ответственность в зависимости от основания может быть подразделена на договорную и внедоговорную. Оба вида ответственности характеризуются компенсационной направленностью и уд ...