- взаимоотношения клиента с банком - наличие счетов и депозитов в банке; средние обороты по счетам; наличие кредитной истории в банке, ее продолжительность и качество; наличие задолженности по ранее осуществленным активным операциям (в том числе не погашенной в срок) и процентам; требуемый и сформированный резерв; характеристика ранее установленных лимитов; соблюдение платежной дисциплины; направления сотрудничества с другими банками; сведения о контактах с клиентом по вопросам выдачи, мониторинга, погашения кредита;
- сведения из кредитного бюро;
- финансовое состояние клиента - данные бухгалтерской и иной отчетности; коэффициенты финансового анализа (коэффициенты финансового левереджа, эффективности или оборачиваемости, прибыльности, ликвидности, рентабельности); данные анализа структуры баланса (оценка активов и пассивов), рисков и доходности; источники финансирования (финансовая независимость);
- оценка финансового состояния (платежеспособности) клиента; скоринговая оценка; внутренний рейтинг банка; кредитный рейтинг, присвоенный международным рейтинговым агентством (его изменение);
- сведения о кредитной операции - цель и вид кредита; валюта выдачи и погашения; срок кредитования; процентная ставка, эффективная процентная ставка; установленный режим погашения кредита и процентов; лимиты кредитования; вид, достаточность, ликвидность обеспечения, его оценка, результаты проверок обеспечения; предполагаемые источники погашения кредита; прогнозируемое и фактическое движение денежных средств; фактический срок погашения кредита и процентов; изменение сроков погашения (в том числе промежуточных); классификация кредита по группе риска; наличие у должника планов действий на случай возникновения финансовых трудностей;
- иные сведения, позволяющие объективно оценить способность должника исполнить свои договорные обязательства.
Анализ платежеспособности физических лиц в целях эффективной оценки кредитного риска при кредитовании в большинстве развитых стран проводится по следующим основным направлениям - сведения, характеризующие личность клиента, его взаимоотношения с банком, доходы и движение денежных средств (совокупный доход семьи), а также обеспечение кредита. Для осуществления такого анализа в базе данных, помимо сведений непосредственно о выданном кредите, может накапливаться следующая информация:
- сведения о личности клиента - его идентификационный номер, возраст, пол, гражданство, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность; образование, семейное положение; место работы, занимаемая должность, длительность работы в одной организации; частота переездов на новое место жительства; сведения о привлечении к уголовной, административной ответственности;
- наличие кредитной истории, ее продолжительность и качество; сведения из кредитного бюро; наличие счетов и депозитов в банке; наличие кредитов в других банках; возможные проведенные арендные и лизинговые операции;
- сведения о регулярных поступлениях средств на счета (зарплата, пенсия, стипендия, алименты и т.п.);
- сведения о плате за жилье, коммунальные услуги, телефон, об иных обязательных (регулярных) платежах;
- соотношение выдаваемого кредита (всех финансовых обязательств) и месячного дохода должника (семьи), суммы кредита и стоимости объекта кредитования;
- данные анализа движимого и недвижимого имущества, иного обеспечения кредита;
- оценка платежеспособности, скоринговая оценка;
- иные сведения, позволяющие объективно оценить способность должника исполнить свои договорные обязательства.
Поскольку формирование информационной базы данных является непрерывным процессом сбора, агрегирования, хранения и анализа сведений о должниках, требующей постоянного обновления, создание базы данных невозможно без использования современных информационно-аналитических систем и передовых информационных технологий.
Сведения, накапливаемые в информационной базе данных для идентификации кредитного риска и оценки его уровня, следует использовать при осуществлении мониторинга и контроля риска, одним из обязательных элементов которого является проведение стресс-тестов. Система управления кредитным риском также должна включать планы действий по обеспечению безопасной и бесперебойной деятельности в экстремальных ситуациях, в том числе планы восстановления нормального функционирования, основанные на различных сценариях реализации рисков.
Использование внутренних рейтингов в рамках системы управления кредитным риском позволит принимать более обоснованные решения по выдаче кредитов, идентификации проблемной задолженности, созданию резервов, установлению лимитов, осуществлению мониторинга кредитного портфеля и формированию управленческой отчетности банка, а также улучшать качество планирования и прогнозирования.
Полезные статьи:
Корпоративные сети банков
Корпоративная сеть банка представляет собой частный случай корпоративной сети крупной компании. Очевидно, что специфика банковской деятельности предъявляет жесткие требования к системам защиты информации в компьютерных сетях банка. Не менее важную роль при построении корпоративной сети играет необх ...
Общеэкономическая ситуация в стране
Восстановление банковской системы после кризиса 1998 года пошло более быстрыми темпами, чем предсказывали эксперты. Расширение операций банков, начавшееся со 2 квартала 1999 года, дает возможность временной передышки даже тем кредитным организациям, которые потеряли значительную часть капитала. Одн ...
Становление
ипотечных строительных отношений в Российской Федерации: федеральный и
региональный уровни
На протяжении нескольких последних лет ипотека является предметом бурных дискуссий. Это положительное явление обусловлено тем, что использовавшиеся ранее механизмы проведения жилищной политики в стране в новой экономической ситуации оказались неэффективными. И связано это не столько с ухудшением со ...