После выработки согласованной политики в вопросе погашения долгов осуществлялась рекапитализация банка. Уставный капитал банка увеличивался до размера, необходимого для осуществления нормальной банковской деятельности (как правило, не менее 1 млн. евро).
Первые два этапа относятся к так называемой финансовой реструктуризации банка.
Операционная реструктуризация подразумевает комплекс мер по реорганизации бизнеса банка, систем его управления. Для возвращения докризисных позиций каждому банку подбиралась рыночная ниша, пересматривались технологии продвижения банковских продуктов, выстраивалась система бюджетных заданий и лимитов на финансовые операции. Вносились изменения в организационную структуру и кадровую политику. Большое внимание уделялось повышению качества корпоративного управления.
После завершения плана реструктуризации акции банка подлежали публичной продаже заинтересованным инвесторам, но могли быть проданы и раньше при наличии покупателей. Однако в любом случае основным требованием к реализации акций банка являлось соблюдение открытых и гласных процедур.
Законом о реструктуризации была предусмотрена процедура заключения мирового соглашения между банком и его кредиторами. Этот институт был применен в отношении шести банков и позволил договориться с кредиторами об урегулировании обязательств на 83 млрд. руб.
Мировое соглашение рассматривалось как механизм комплексного урегулирования задолженности банка перед всеми группами кредиторов с соблюдением очередности, установленной гражданским законодательством.
Без применения мировых соглашений реструктуризация банков, перешедших под управление АРКО, теряла бы экономический смысл, а их ликвидация в рамках действующего законодательства привела бы к значительным социальным и экономическим издержкам.
В результате единственным способом решения как раз и стало заключение банками и их кредиторами мировых соглашений, комплексно определяющих процедуры поиска и возврата активов банков, а также графики, условия и порядок расчетов с вкладчиками и иными кредиторами.
Любой кредитор при заключении мирового соглашения оказывался в лучшем положении, чем при возможном банкротстве банка.
Прежде всего предусматривалось полное удовлетворение требований частных вкладчиков. По небольшим вкладам - сразу после заключения мирового соглашения, по средним и крупным - в рассрочку в течение полутора лет. Такие условия дали возможность массовому вкладчику вернуть свои сбережения в максимально короткие сроки.
Примененная конструкция мировых соглашений позволила улучшить ситуацию и для других кредиторов, в том числе и бюджета, осуществляющего выплаты тем же гражданам в рамках своих публичных функций л (зарплата бюджетникам, различные пособия).
Подготовка и утверждение мирового соглашения - один из самых сложных этапов реструктуризации любого банка. Многократные переговоры с кредиторами, проведение собраний кредиторов и утверждение соглашений в суде занимало от 6 месяцев до года.
Процесс согласования интересов десятков тысяч лиц не может проходить без конфликтов, без заявлений об ущемлении чьих-либо личных интересов. Мировые соглашения не стали исключением. Правомерность их заключения рассматривалась Конституционным судом РФ, а также Европейским судом по правам человека. Высокие судебные инстанции были единодушны в оценках этого института реструктуризации как правомерного и справедливого института согласования воли кредиторов.
В тех же случаях, когда меры по финансовому оздоровлению банка не могли привести к положительному результату, АРКО приступало к ликвидации банка.
В данной сфере АРКО были предоставлены специальные полномочия. В соответствии с законом оно как юридическое лицо осуществляло функции ликвидатора кредитной организации. В случае признания ликвидируемой кредитной организации банкротом на АРКО возлагались функции конкурсного управляющего.
Полезные статьи:
Система "банк-клиент" фирмы Инист
Заканчивая рассмотрение систем "банк-клиент", приведем конкретный пример такой системы, предлагаемой на российском рынке фирмой ИНИСТ. Данная система предназначена для организации документооборота между банками и их клиентами и, вообще, между любыми физическими и юридическими лицами в реж ...
Динамика структуры и качества активов банковского сектора
Проблема грамотной диверсификации активов и повышения их качества всегда являлась актуальной для банковского сектора. Качество активов связано с риском невозврата вложенных средств, что может повлечь за собой существенные убытки. Кроме того, низкокачественные активы не только рискованные, но они ещ ...
ОМС: сущность и цель
Обязательное медицинское страхование (ОМС) – один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России обязательное медицинское страхование является государственным и всеобщим для населения ...