Данное изменение позволило бы, в том числе обеспечить единообразие судебной практики.
Для осуществления обязательного страхования владелец должен соблюсти следующие условия:
- быть собственником;
- обладать правом хозяйственного ведения или оперативного управления;
- иметь иное основание законного владения транспортным средством [21, с. 159].
Законодательством установлен срок исполнения обязанности по обязательному страхованию - до момента регистрации транспортного средства в органах ГИБДД, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения.
Договор страхования ответственности владельцев транспортных средств носит срочный характер. В статье 10 Закона об ОСАГО установлен срок действия договора обязательного страхования в один год. В той же статье предусмотрены два случая, для которых установлены иные сроки действия договора.
В первом случае владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 5 дней. Во втором случае при приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и т.п.) его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту регистрации транспортного средства. В дальнейшем владелец транспортного средства обязан до его регистрации заключить договор обязательного страхования на один год.
Полагаем, что срок действия договора обязательного страхования возможно урегулировать не столь жестко. Вполне достаточно устанавливать минимально обязательные сроки страхования. В ОСАГО обычный срок страхования установлен равным одному году. Открытым остается вопрос, почему законодатель обязывает владельца транспортного средства заключать договор на год, если, допустим, он через три месяца собирается уезжать за границу на постоянное место жительства или планирует продать свой автомобиль. Не ясно в данном случае, в связи с чем нужно заставлять владельца транспортного средства страховать свою гражданскую ответственность на явно избыточный в такой ситуации срок. В данном случае можно отметить, что государство перекладывает сложность контроля за выполнением владельцами транспортных средств обязанности по обязательному страхованию на плечи страхователей.
В 2007 году из Закона об ОСАГО исключена возможность автоматического продления срока действия договора на следующий период. Стороны вынуждены будут заключать новые договоры обязательного страхования.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие договора ОСАГО недостаточно четкое и корректное, в связи с чем назрела необходимость внести изменения в закон об ОСАГО по данному вопросу.
Определенные вопросы содержания договора страхования ответственности владельцев транспортных средств нуждаются в законодательном уточнении и изменении, например, установленный правилами страхования случай освобождения страховщика от выплаты вследствие непреодолимой силы.
Полезные статьи:
Договор личного страхования
По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни ...
Выводы
В заключительной части мне бы хотелось коснуться тенденций развития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков. Как известно, в 80-х годах в кредитной системе развитых стран, а в 90-х и в нашей стране произошли изменения, к числу которых можно отнести быстрое ра ...
Торговые операции с иностранной валютой
Субъекты валютного рынка: -НБУ; -уполномоченные ББ (лицензия НБУ на проведение вал-х оп-й) ; -фин.-кр учр-я - резиденты ( страховые, инв-е, дилерские .) , кот. имеют лицензию НБУ; -ю.л.- пункты обмена валюты, работающие с ББ на агентских соглашениях; -кр.-фин-е учр-я - нерезиденты, получившие инд. ...