Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом (увлечение частными вкладами в прошлом году, обвал рынка МБК в этом году и т.п.)
Выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.
Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.
Тенденции развития экономики и банковской системы в 2004-2005 годах дают основания предполагать в ближайшей перспективе рост реальных объемов банковских операций, переориентацию операций банков на обслуживание реального сектора экономики и, соответственно, увеличение доли кредитов в активах банковской системы, что в конечном счете должно привести к улучшению соотношения основных показателей банковской деятельности и ВВП страны.
[1] Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова. М., 2003
[2] Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова. М., 2003
[3] Леворн С. Независимость Центрального банка: разделение фискальной и денежной властей // Российский экономический журнал, 1995, № 7.
[4] Костюк В.Н. К определению современного коммерческого банка // Банковское дело. - 1996. - № 11. - С. 20-21
[5] Рид Э.,Коттер Р.,Гилл Э.,Смит Р. Коммерческие банки. - М: Прогресс,1983. С.31
[6] Купер Дж. Управление и регулирование банков. М.: Финансы и статистика. 1993 . С.99
[7] Соглашение об учреждении Межгосударственного банка от 22 января 1993 г. // Вестник Банка России. 1999. № 64. (Для Российской Федерации Соглашение вступило в силу б декабря 1993 г.)
[8] Купер Дж. Управление и регулирование банков. М.: Финансы и статистика. 1993 . С.99
[9] Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова. М., 2001. с.98
[10] Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова. М., 2001. с.98
[11] Банковский портфель-1. - М.,1994. - С. 37.
[12] Там же. - С. 58.
[13] Смит В. Происхождение центральных банков: Пер. с англ. - М.: Институт Национальной Модели Экономики, 1996. С. 61.
Полезные статьи:
Анализ внутренней структуры и
методов корпоративного управления банков Казахстана
В настоящее время банковская система Казахстана — наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. Уровень проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставим с показателями стран Евросоюза. В целом по банковской системе растут основные качественные показатели (достаточность капитала ...
Классификация банковских рисков
В условиях широты сферы банковской деятельности и многообразия банковских продуктов и услуг, важно осуществить классификацию банковских рисков. В зависимости от определенных критериев, ее можно представить следующим образом (Таблица 1.1.) Классификация банковских рисков. Таблица 1.1. Критерии класс ...
Проблемы и перспективы развития ДМС в России
Часто развитию ДМС препятствуют лечебные учреждения. Низкая конкуренция на рынке приводит к росту цен на медицинское обслуживание, при этом медучреждений, способных полноценно обслуживать такого рода программы, постоянно не хватает. Во многих, даже больших, городах существуют только несколько больн ...