Мировой экономический кризис повлиял на состояние рынка страхования в Российской Федерации.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» страховой бизнес каждой второй компании убыточен. Если по данным за 1 полугодие 2008 года значение комбинированного коэффициента убыточности превышало стопроцентный уровень у менее чем трети российских страховых компаний, то в 1 полугодии 2009 года значение этого показателя приблизилось к 50%. Одновременно у каждой десятой страховой компании комбинированный коэффициент убыточности превысил 120%. Усредненное значение коэффициента приблизилось к стопроцентному уровню: 99,6% по итогам 1 квартала 2009 года. По прогнозам «Эксперт РА» значение комбинированного коэффициента убыточности в 2009 году еще более вырастет и достигнет 105%. Основные причины роста убыточности: продолжение политики демпинга, крупные страховые события, произошедшие в 2009 году, и девальвация рубля. До конца года следует ожидать банкротства не менее 30 российских страховщиков.
Произошедшие в российском страховании качественные изменения важнее и опаснее, чем количественные: мировой финансовый кризис привел к обострению внутренних проблем рынка, предпосылки которых были заложены в период бурного роста. В любой момент эти проблемы могут «сдетонировать». Кризисные явления выражаются в появлении на страховом рынке финансовых пирамид - демпингующих компаний, осуществляющих выплаты за счет страховой премии, собираемой с новых клиентов. Неминуемый уход этих компаний с рынка приведет к кризису доверия к страховым компаниям, еще большему падению добровольного спроса на страхование, росту страхового мошенничества.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» выявило лидеров падения и роста на страховом рынке.
Лидеры падения:
· По типу компаний – кэптивные компании.
· По видам страхования – страхование автокаско (-13,2 млрд. рублей в 1 полугодии 2009 года по сравнению с 1 полугодием 2008 года), ДМС (-4 млрд. рублей), страхование от несчастных случаев и болезней (-3,2 млрд. рублей).
· По географии – региональный рынок (-31,9 млрд. рублей в 1 полугодии 2009 года по сравнению с 1 полугодием 2008 года).
Лидеры роста:
· По типу компаний – крупные универсальные страховщики федерального уровня
· По видам страхования – страхование авиационных рисков (+1,1 млрд. рублей в 1 полугодии 2009 года по сравнению с 1 полугодием 2008 года), ДСАГО (+0,9 млрд. рублей), страхование водного транспорта, СМР и ОСАГО (по +0,7 млрд. рублей)
· По географии – московский рынок (+7,8 млрд. рублей или +6,4% в 1 полугодии 2009 года по сравнению с 1 полугодием 2008 года).
Динамика взносов
Объем полученной страховой премии в 1 полугодии 2009 года составил 493,4 млрд. рублей, без учета ОМС – 271,8 млрд. рублей. Темпы роста страховой премии в целом составили 3,6%, без учета ОМС - -8,1%.
Падение взносов на российском страховом рынке в первом полугодии 2009 года сопровождалось высокими темпами роста объема страховых выплат. В результате уровень выплат на рынке личного страхования в 1 полугодии 2009 года по сравнению с 1 полугодием 2008 года вырос с 36,8% до 48,9%, на рынке страхования имущества с 33,9 % до 51,7%.
Рисунок 1 - Динамика собираемых премий по страхованию от несчастных случаев и болезней
Объем собираемых премий в 1 квартале 2009 года по сравнению с 1 кварталом 2008 года уменьшился на 19%.
Основными причинами падения являются:
· Падение выданных ипотечных кредитов (по данным ЦБ объем выданных ипотечных кредитов за 1 полугодие 2009 года упал почти в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
· Расторжение ипотечных договоров, отказ от пролонгации
Рассмотрим рынок страхования от несчастных случаев в разрезе страховых компаний.
Таблица 1 - Топ-20 лидеров рынка страхования от несчастных случаев и болезней в 1 полугодии 2008 года.
Место |
Компания |
Взносы, тыс. руб. |
Уровень выплат, % |
Темп прироста взносов, % |
Рыночная доля |
1 |
Чешская страховая компания |
2465167 |
0.72 |
235.11 |
15,40% |
2 |
Группа СОГАЗ |
1537685 |
4.14 |
-5.74 |
9,60% |
3 |
"Авива" |
909736 |
5.66 |
1154.29 |
5,70% |
4 |
Группа Росгосстрах |
700027 |
20.81 |
-40.52 |
4,40% |
5 |
Страховой Дом ВСК |
647753 |
18.7 |
30.61 |
4,00% |
6 |
Группа "Ингосстрах" |
506345 |
18.17 |
-2.36 |
3,20% |
7 |
Группа "АльфаСтрахование" |
499638 |
8.16 |
55.83 |
3,10% |
8 |
РОСНО |
495448 |
12.92 |
7 |
3,10% |
9 |
Группа "Чулпан" |
311312 |
1.2 |
-0.48 |
1,90% |
10 |
АИГ Лайф |
287879 |
9.19 |
38.61 |
1,80% |
11 |
Группа "Ренессанс Страхование" |
286343 |
15.45 |
119.73 |
1,80% |
12 |
Группа "Югория" |
241082 |
8.25 |
56.83 |
1,50% |
13 |
"Россия" |
221222 |
3.33 |
68.66 |
1,40% |
14 |
"РЕСО-Гарантия" |
217100 |
8.64 |
-68.66 |
1,40% |
15 |
Группа "УралСиб" |
216131 |
10.09 |
75.8 |
1,30% |
16 |
Группа "Росэнерго" |
201193 |
0.8 |
627.59 |
1,30% |
17 |
Группа "КапиталЪ" |
196577 |
10.52 |
41.63 |
1,20% |
18 |
"Энергогарант" |
193484 |
8.25 |
26.23 |
1,20% |
19 |
Группа "Русский мир" |
189113 |
7.55 |
98.7 |
1,20% |
20 |
ЖАСО |
174094 |
55.83 |
75.95 |
1,10% |
Полезные статьи:
Особенности выхода российских компаний на двойное IPO
Выход на публичное размещение для любой компании-эмитента – это важный шаг для дальнейшего развития, в частности для привлечения капитала, инвесторов как российских, так и западных, формирования публичного имиджа компании. На сегодня наиболее известными биржами для выхода компаний на публичное разм ...
Перспективные виды потребительского кредитования
Самые распространенные виды договоров потребительского кредита и присущие им особенности: 1. Овердрафт
-способ краткосрочного кредитования (его сроки обычно не превышают одного месяца), предусмотренный договором банковского счета, при котором платежные документы, предъявляемые к оплате с расчетного ...
Понятие и функции кредитной системы
Современное понятие кредитной системы может быть истолковано двояким образом. Кредитная система государства представляет собой, с одной стороны, сеть финансово-кредитных учреждений организующих кредитные отношения, а с другой это совокупность кредитных и расчетных отношений, которые представлены ра ...