Законодательные основы банковской системы Казахстана

Другие материалы » Банковская система Республики Казахстан » Законодательные основы банковской системы Казахстана

Страница 1

Рассматривая развитие законодательной базы банковской системы Республики Казахстан в условиях реформы, следует отметить, что эйфория суверенитета заставляла порой «бежать впереди паровоза». Дело в том, что время было невероятно сложное. Более того, республика в это время еще только начала проводить работу над законом «О суверенитете». Была создана рабочая группа по подготовке проекта закона «О суверенитете» в состав которой от Госбанка был включен кандидат экономических наук, советник Председателя Назаров В. К. В эту группу входили так же видные ученые и практические работники Госплана, Минфина, Минюста и других министерств и ведомств. Руководителем рабочей группы был заместитель Председателя Госплана Даулет Хамитович Сембаев.

Трудность заключалась в том, что все члены рабочей группы знали о суверенитете столько, сколько было написано в имеющейся специальной литературе. Никто не знал окончательную судьбу СССР и сколько можно взять этого самого суверенитета, все знали пути перехода от капитализма к социализму, но не было опыта обратного перехода. Тем не менее, несмотря на все трудности, ведущие банкиры, ветераны банковской системы начали составлять соответствующие директивные документы и проекты законов.

Мы совершили это небольшое историческое отступление для того, чтобы можно было понять, в каких невероятных условиях готовился проект «Закона о банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».

В это время коммерческие и специализированные банки проводили свою кредитную, процентную и расчетную политику, не придавая значимости своим волевым действиям, а у Казахского республиканского банка Госбанка не было никаких законодательных прав.

Попытки республиканского банка как-то привести все в определенную систему наталкивались на яростное сопротивление специализированных и коммерческих банков. Более того, не было четких определенных взаимоотношений и с Госбанком СССР. Республиканский банк управлял только налично-денежным оборотом, и ни о какой стройной банковской системе не могло быть и речи.

В этих условиях по поручению Президента Республики и Верховного Совета Казахской ССР Казгосбанком была начата подготовка проекта Закона «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР».

Естественно, основная нагрузка по подготовке этого Закона ложилась на руководящий состав бывшего Казгосбанка. Точнее, она возлагалась на заместителя Председателя Госбанка Черных Ю.Ю. и советника Председателя Назарова В.К. Работа велась под непосредственным руководством Председателя Казгосбанка Рябова Бориса Дмитриевича. Безусловно, к работе над проектом закона были привлечены все специализированные и коммерческие банки, особенно на стадии обсуждения проекта в Верховном Совете Казахской ССР. Проект закона был разослан Госплану, Минфину, Минюсту и Другим компетентным органам. Замечания и предложения по проекту были получены также и от представителей МВФ.

Закон в корне менял существо и принципы построения банковской системы республики. Уже сам факт принятия такого закона являлся беспрецедентным. В законе было написано, что республика имеет двухуровневую банковскую систему, представленную Государственным банком Казахской ССР и сетью коммерческих банков. Госбанк Казахской ССР находится в собственности республики и является ее Центральным банком. Вес кредитные ресурсы, формируемые на территории Казахской ССР, являются достоянием республики.

Но, поскольку республика к тому времени не имела своей национальной валюты, и отношения с Россией в этом вопросе были весьма неопределенными, то, в законе, соответственно, пришлось записать, что взаимоотношения Госбанка Казахской ССР с Госбанком СССР по вопросам использования на территории республики единой денежной единицы и проведения единой денежной политики определяются Союзным договором.

В законе, также определены основные задачи Казгос-банка, состоящие в обеспечении устойчивой единой денежной единицы, имеющей хождение на территории союзных республик, в проведении единой государственной политики в области денежного обращения, кредита, расчетов, в разработке и соблюдении общих правил государственного регулирования и надзора за деятельностью коммерческих и других банков, организации валютного контроля и валютного регулирования.

В законодательном акте особо подчеркнуто, что Госбанк Казахской ССР, в своей деятельности независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти, руководствуется настоящим законом и подотчетен Верховному Совету Казахской ССР.

Такая запись в Законе была вызвана тем, что в свое время Нацбанк не находил поддержки в установлении принципов независимого центрального банка страны. Это был период продолжающегося сильного влияния административно-распределительной системы. Особенно Правительство своими властными функциями пыталось использовать Нацбанк и его возможности для решения текущих задач. В последующем Законе 1993 года «О Национальном Банке Республики Казахстан» Нацбанк, стал подотчетен только Президенту Республики Казахстан.

Страницы: 1 2 3 4

Полезные статьи:

Принятие DIDMCA как важнейший шаг в банковском законодательстве
Принятый в 1990 г. Закон о дерегулировании депозитных учреждений и монетарном контроле (DIDMCA) попытался отразить эти реалии путем уменьшения или исключения многих исторически сложившихся различий между коммерческими банками и различными сберегательными учреждениями. Следует сказать, что DIDМСА - ...

Экономика страхования
Реализация инвестиционного потенциала в конкретные инвестиционные проекты означает формирование у страховщика инвестиционного портфеля, который представляет собой совокупность финансовых инструментов, полученных страховой компанией в процессе инвестирования денежных средств и предназначенных для по ...

Стоимость и цена ценной бумаги
Понятие стоимости ценной бумаги не может совпадать с понятием стоимости обычного товара как материализации общественного необходимого труда на его производство, так как ценная бумага не производится. Её объективной экономической основой, или источником происхождения, является не труд непосредственн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mostbanks.ru