Рассматривая развитие законодательной базы банковской системы Республики Казахстан в условиях реформы, следует отметить, что эйфория суверенитета заставляла порой «бежать впереди паровоза». Дело в том, что время было невероятно сложное. Более того, республика в это время еще только начала проводить работу над законом «О суверенитете». Была создана рабочая группа по подготовке проекта закона «О суверенитете» в состав которой от Госбанка был включен кандидат экономических наук, советник Председателя Назаров В. К. В эту группу входили так же видные ученые и практические работники Госплана, Минфина, Минюста и других министерств и ведомств. Руководителем рабочей группы был заместитель Председателя Госплана Даулет Хамитович Сембаев.
Трудность заключалась в том, что все члены рабочей группы знали о суверенитете столько, сколько было написано в имеющейся специальной литературе. Никто не знал окончательную судьбу СССР и сколько можно взять этого самого суверенитета, все знали пути перехода от капитализма к социализму, но не было опыта обратного перехода. Тем не менее, несмотря на все трудности, ведущие банкиры, ветераны банковской системы начали составлять соответствующие директивные документы и проекты законов.
Мы совершили это небольшое историческое отступление для того, чтобы можно было понять, в каких невероятных условиях готовился проект «Закона о банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».
В это время коммерческие и специализированные банки проводили свою кредитную, процентную и расчетную политику, не придавая значимости своим волевым действиям, а у Казахского республиканского банка Госбанка не было никаких законодательных прав.
Попытки республиканского банка как-то привести все в определенную систему наталкивались на яростное сопротивление специализированных и коммерческих банков. Более того, не было четких определенных взаимоотношений и с Госбанком СССР. Республиканский банк управлял только налично-денежным оборотом, и ни о какой стройной банковской системе не могло быть и речи.
В этих условиях по поручению Президента Республики и Верховного Совета Казахской ССР Казгосбанком была начата подготовка проекта Закона «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР».
Естественно, основная нагрузка по подготовке этого Закона ложилась на руководящий состав бывшего Казгосбанка. Точнее, она возлагалась на заместителя Председателя Госбанка Черных Ю.Ю. и советника Председателя Назарова В.К. Работа велась под непосредственным руководством Председателя Казгосбанка Рябова Бориса Дмитриевича. Безусловно, к работе над проектом закона были привлечены все специализированные и коммерческие банки, особенно на стадии обсуждения проекта в Верховном Совете Казахской ССР. Проект закона был разослан Госплану, Минфину, Минюсту и Другим компетентным органам. Замечания и предложения по проекту были получены также и от представителей МВФ.
Закон в корне менял существо и принципы построения банковской системы республики. Уже сам факт принятия такого закона являлся беспрецедентным. В законе было написано, что республика имеет двухуровневую банковскую систему, представленную Государственным банком Казахской ССР и сетью коммерческих банков. Госбанк Казахской ССР находится в собственности республики и является ее Центральным банком. Вес кредитные ресурсы, формируемые на территории Казахской ССР, являются достоянием республики.
Но, поскольку республика к тому времени не имела своей национальной валюты, и отношения с Россией в этом вопросе были весьма неопределенными, то, в законе, соответственно, пришлось записать, что взаимоотношения Госбанка Казахской ССР с Госбанком СССР по вопросам использования на территории республики единой денежной единицы и проведения единой денежной политики определяются Союзным договором.
В законе, также определены основные задачи Казгос-банка, состоящие в обеспечении устойчивой единой денежной единицы, имеющей хождение на территории союзных республик, в проведении единой государственной политики в области денежного обращения, кредита, расчетов, в разработке и соблюдении общих правил государственного регулирования и надзора за деятельностью коммерческих и других банков, организации валютного контроля и валютного регулирования.
В законодательном акте особо подчеркнуто, что Госбанк Казахской ССР, в своей деятельности независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти, руководствуется настоящим законом и подотчетен Верховному Совету Казахской ССР.
Такая запись в Законе была вызвана тем, что в свое время Нацбанк не находил поддержки в установлении принципов независимого центрального банка страны. Это был период продолжающегося сильного влияния административно-распределительной системы. Особенно Правительство своими властными функциями пыталось использовать Нацбанк и его возможности для решения текущих задач. В последующем Законе 1993 года «О Национальном Банке Республики Казахстан» Нацбанк, стал подотчетен только Президенту Республики Казахстан.
Полезные статьи:
Принятие DIDMCA как важнейший шаг в банковском законодательстве
Принятый в 1990 г. Закон о дерегулировании депозитных учреждений и монетарном контроле (DIDMCA) попытался отразить эти реалии путем уменьшения или исключения многих исторически сложившихся различий между коммерческими банками и различными сберегательными учреждениями. Следует сказать, что DIDМСА - ...
Экономика страхования
Реализация инвестиционного потенциала в конкретные инвестиционные проекты означает формирование у страховщика инвестиционного портфеля, который представляет собой совокупность финансовых инструментов, полученных страховой компанией в процессе инвестирования денежных средств и предназначенных для по ...
Стоимость и цена ценной бумаги
Понятие стоимости ценной бумаги не может совпадать с понятием стоимости обычного товара как материализации общественного необходимого труда на его производство, так как ценная бумага не производится. Её объективной экономической основой, или источником происхождения, является не труд непосредственн ...