В 1977 году начала функционировать система СВИФТ ( SWIFT: Society of Worldwide Interbank Financial Telecommunications ), созданная 239 банками для обмена финансовой информацией. СВИФТ получил в банковских кругах широкое признание и в настоящее время является одной из основных систем, использование которой дает большой эффект, благодаря возможности быстро связываться с иностранными банками-корреспондентами и получать необходимые сведения, а также оперативно решать различные вопросы, не затрачивая дополнительного времени на почтовую переписку. Большое значение имеет также использование телексов, телефаксов и системы "Reuters", дающей оперативную информацию о состоянии дел на международных биржах и о курсах валют. Также в настоящее время на одну из лидирующих ролей претендует компьютерная сеть “Интернет”, также дающая широкий круг возможностей для обмена информацией и получением необходимых данных. В результате банки стали пересматривать основу построения доходности своих операций по корреспондентским счетам, дополнив ее комиссиями. Несмотря на последовавшее понижение ставок на рынке, тенденция к переводу операций по корреспондентским счетам на комиссионную основу сохраняется. Комиссии обладают теми преимуществами, что они уплачиваются сразу, имеют стабильный характер и не подвержены изменениям под влиянием колебаний ставок и валютных курсов. У некоторых банков на базе комиссий проводится 80 - 90 % операций по корреспондентским счетам. Комиссионную основу все более широко используют также банки Голландии, Швеции, Бельгии, Великобритании и Казахстана. Следует, однако, отметить, что ряд банков ФРГ и Швейцарии все еще использует в основном систему минимальных остатков и только 30 % их стали применять комиссии.
Большое значение в современных условиях приобретает, с одной стороны, повышение эффективности использования собственной филиальной сети из отделений, представительств, агентств и дочерних учреждений (например, английский Midland Bank располагает сетью из 177 таких учреждений ) и, с другой стороны, оптимизация корреспондентской сети. Подразделения, ответственные за корреспондентские отношения, должны постоянно следить за целесообразностью поддержания отношений с тем или иным корреспондентом и не допускать неплатежей и овердрафтов, если последние не предусмотрены корреспондентскими соглашениями, наличием достаточного количества счетов в различных валютах (это позволяет избежать расходов, связанных с конверсией валют и курсовыми разницами, при условии отсутствия комиссии за ведения счета и достаточного объёма операций), оптимальным распределении средств между счетами.
Таким образом, основными направлениями работы по совершенствованию корреспондентских отношений с банками являются: выделение в организационной структуре банков специальных подразделений занимающихся корреспондентскими отношениями, широкое внедрение средств автоматизации и компьютеризации, контроль за рациональным использованием средств на корреспондентских счетах, оптимизация корреспондентской сети за границей и внутри страны.
Полезные статьи:
Понятие и классификация кредитного портфеля банка
Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка. Со структурой и качеством кредитного портфеля связаны основные риски, которым подвергаетс ...
Оценка доходности банка
Оценка доходности банка определяется по результатам оценок показателей прибыльности активов и капитала, структуры расходов, чистой процентной маржи и спреда от кредитных операций. Показатель прибыльности активов (ПД1): , (1.8) где ФР – финансовый результат банка; ЧДраз – чистые доходы от разовых оп ...
Особенности и модели
корпоративного управления в коммерческих банках
Распространение корпоративного менеджмента, в том числе и в сфере банковского дела, обусловлено тем, что мировое экономическое развитие к началу XXI века стало отличаться активным развитием корпоративной интеграции хозяйствующих субъектов. Причины такого явления усматриваются, прежде всего, в стрем ...