Эффективность управления коммерческими банками определяет возможность системы коммерческих банков осуществлять свою деятельность умело и в полном соответствии с нуждами и экономическими целями государства.
Важную роль при этом играет порядок составления коммерческими банками финансовой отчетности, представляемой как Центральному банку, так и физическим и юридическим лицам, являющимся заёмщиками или вкладчиками банков. В условиях нашей страны это необходимо, в первую очередь, для создания и сохранения доверия к банкам и кредитной системе Российской Федерации.
Общая финансовая отчетность - это отчетность коммерческого банка, используемая для ознакомления и анализа его деятельности Центральным банком, руководителями коммерческого банка, другими заинтересованными юридическими и физическими лицами, а также в дальнейшем - для открытой публикации.
Финансовая отчетность является языком делового общения. Она должна представлять своевременную, правдивую и точную информацию. Условия международной интеграции капиталов предъявляют определённые требования к финансовой отчетности, заключающиеся в необходимой унификации методов и подходов к её составлению, позволяющей сделать формы отчетов инвесторов и потенциальных получателей средств различных стран сравнимыми, сопоставимыми.
Не вызывает сомнений, что составление общей финансовой отчетности российскими коммерческими банками существенно отличается от международных стандартов, что делает её практически нечитаемой для зарубежных специалистов, поэтому возникает необходимость приближения российских норм и правил к международным стандартам [4].
Первым существенным шагом на пути к решению проблемы совершенствования отчетности коммерческих банков Российской федерации, была разработка Рабочей группой ЦБ РФ по реформе бухгалтерского учета в коммерческих банках Временной Инструкции ЦБ РФ по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками от 24.08.93года № 17 (далее - Инструкция № 17). В дальнейшем она неоднократно редактировалась и сейчас она максимально приближена к Международным стандартам финансовой отчетности.
Цель Инструкции - создать коммерческим банкам новую форму общей финансовой отчетности, которая приблизит российские нормы бухгалтерского учета в банках к международным стандартам и практике, позволит банковским аналитикам проводить необходимый анализ (при опубликовании данных Инструкции № 17 будет создаваться обширная база для сопоставления результатов деятельности различных коммерческих банков); дать возможность лицам, заинтересованным в методах и результатах работы того или иного коммерческого банка, получить максимум доступной информации об интересующем финансовом учреждении.
Инструкция № 17 разработана в рамках государственной программы “О переходе РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики”, одобренной Верховным Советом (Распоряжение Председателя Верховного совета РФ от 14.01.93 года) и Советом Министров - Правительством РФ ((Постановление Совета Министров РФ от 12.02.93 года). Инструкция содержит требования по составлению новых форм банковской отчетности, исходя из действующего в банках РФ плана счетов. Инструкция № 17 в ряде случаев основана не на действующем законодательстве, а на мировых нормах бухгалтерского учета. В связи с этим составление новых форм отчетности потребует условного исправления нескольких статей баланса.
Полезные статьи:
Операции, совершаемые банками с ценными бумагами
Итак, коммерческие банки могут выступать в качестве эмитентов собственных акций, облигаций, могут выпускать векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и другие ценные бумаги, в роли инвесторов, приобретая ценные бумаги за свой счет и, наконец, проводить посреднические операции с ценными бумаг ...
Обзор правовой, регулирующей и
информационной инфраструктуры корпоративного управления в Республике Казахстан
Условия для становления современного корпоративного управления в коммерческих банках Казахстана непосредственно стали формироваться в конце девяностых годов, хотя определенные формально-организационные предпосылки появились еще в первые годы независимости вследствие преобразования бывших советских ...
Маркетинговая деятельность
Банковский маркетинг – система управления и организации деятельности банка, направленная на получение прибыли в результате сбыта производимых банковских продуктов и услуг, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Целью маркетинговой политики банка, кроме роста получаемой прибыли явля ...