На финансовом рынке банки конкурируют с небанковским структурами и это соперничество можно разделить на три уровня.
1. Основной уровеньконкуренция между коммерческими банками (универсальными и специализированными). Раньше между универсальными и специализированными существовало значительное различие, которое объяснялось тем, что для ряда операций были введены законодательные ограничения. Например, такого рода ограничения были введены в Великобритании в начале 30ых годов как реакция на огромное число банковских крахов в период 1929-1933 годов. Прибыли банков от отдельных специализированных операций были настолько велики, что деятельность в других сферах была для них просто не обязательной. С усилением конкуренции все больше проявляется тенденция к универсализации банковской деятельности, т.к. "банковский супермаркет" в условиях рынка лучше адаптируется к колебаниям рыночной конъюнктуры, а значит и более конкурентоспособен.
2. Второй уровеньконкуренция банков с небанковскими кредитно-финансовыми институтами (страховыми компаниями, пенсионными и инвестиционными фондами, финансовыми брокерами и др.).
3. Третий уровеньконкуренция банков с нефинансовыми структурами (торговыми домами, почтами, автопромышленными предприятиями и др.).
Кроме этих трех уровней можно выделить два подуровня:
4. Индивидуальная конкуренция,где конкурентами являются отдельные кредитные институты;
5. Групповая конкуренция,когда образуются конкурентные группы из родственных кредитных институтов. Исследование конкурентной среды банка в рамках анализа среды маркетинга необходимо направлять на тщательное изучение основных конкурентов, разрабатывая информационные системы для их анализа.
Анализ конкурентов позволяет:
· выработать стратегию нейтрализации их сильных сторон;
· сконцентрировать усилия на тех услугах, которые имеют устойчивые позиции;
· выделить наиболее перспективных клиентов;
· формировать положительную мотивацию у потенциальных клиентов к приобретению услуг банка;
· усилить уверенность после точного определения сильных и слабых сторон предоставляемых банком услуг.
Анализ конкурентов тесно связан с анализом стратегии конкурента и оценке его стратегических возможностей.
В соответствии с тем положением, которое банк занимает на рынке, выявляются основные конкуренты (банки и небанковские структуры), по которым и проводится исследование и анализ.
Чаще всего банки классифицируют конкурентов по следующим группам:
– прямые конкуренты (традиционно входящие в число основных конкурентов): банки, имеющие высокие показатели роста и оказывающие (или могущие оказать) существенное влияние на основную деятельность;
– новые банки, в основном, иностранные или банки, расширяющие географическую сферу деятельности;
– потенциальные "новички" новые небанковские конкуренты.
Для анализа степени влияния конкурентов необходима информация о конкурентах.
Полезные статьи:
Функции кредита и принципы современной системы кредитования
В российской науке о кредите функция чаще воспринимается как проявление его сущности. Выделяют следующие функции кредита: 1. Перераспределительная функция. Рынок ссудных капиталов в условиях рыночной экономики выступает в качестве своеобразного "насоса", который откачивает временно свобод ...
Методические основы осуществления оценки платежеспособности физического
лица
Деятельность любого банка по определению кредитоспособности заемщика необходимо рассматривать в увязке с деятельностью банка по стабилизации своей деятельности. Под регулированием процесса определения платежеспособности клиента понимается использование эффективных способов управления в данной сфере ...
Природа, сущность потребительского кредитования
Динамичное развитие национального хозяйства России невозможно без дальнейшего поддержания высоких темпов роста потребления населением страны производимых товаров, работ и услуг. Определяющая роль в этом процессе в условиях российской экономики принадлежит государственному контролю, регулированию и ...