Одновременно в ст. 75 Конституции закреплено, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. При этом не делается каких-либо оговорок по вопросу о том, что речь идет о наличной эмиссии. Следовательно, как наличная, так и безналичная эмиссии осуществляются, в соответствии с Конституцией РФ, исключительно Центральным Банком.
Обратимся теперь к Федеральному закону от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". Названный закон содержит отдельную главу, регламентирующую организацию наличного денежного обращения. В указанной главе закона предусматривается в статье 29, что эмиссия наличных денег осуществляется исключительно Банком России.
Рис.5 Эмиссия наличных денег
Однако в законе нет норм, закрепляющих тоже в отношении и безналичной эмиссии. И это не случайно.
Анализ экономической литературы показывает, что в вопросах безналичной эмиссии все далеко не так просто, как это определяется в Конституции. Несмотря на то, что согласно ст. 75 Конституции денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации, на практике участниками безналичной эмиссии выступают Центральный банк и кредитные организации. Осуществляется безналичная эмиссия в ходе осуществления банками кредитных операций. Более того, как свидетельствуют экономисты и складывающаяся практика, безналичная эмиссия всегда предшествует наличной эмиссии. Как писал еще в 2003 году Я.А. Гэйвандов, в отличие от Конституции России, сложившиеся за годы реформ в России законодательство, банковская практика и практика денежно-кредитного регулирования не исключают, а предполагают осуществление кредитными организациями безналичной денежной эмиссии, в том числе в процессе банковского кредитования. "В то же время сам факт существования такой практики, – писал ученый, – еще не является свидетельством ее законности, если она противоречит Конституции России".
Получается следующая правовая коллизия.
С одной стороны, денежная эмиссия – это исключительная компетенция Российской Федерации, вопрос национальной экономической безопасности, финансовой стабильности страны.
С другой же стороны, безналичная эмиссия фактически осуществляется кредитными организациями, а ее механизм определяется не волей законодателя, как это определено в Конституции РФ, а характером кредитной политики коммерческих банков и Центрального Банка.
В целях устранения такого противоречия в Законе о Центральном банке закреплены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России, куда включены нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, а также установление ориентиров роста денежной массы (ст. 35). В законе также установлено, что размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России. Одновременно нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций (ст. 38). При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия решения.
Полезные статьи:
Механизм формирования и реализации тарифной политики страховщика
Тарифную политику разрабатывают страховые актуарии — граждане Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов, оценке инвестиц ...
Критерии информационной прозрачности
В наибольшей степени понятие «информационная прозрачность компании» формируют такие показатели, как: • Наличие четкой коммуникативной политики и стандартов в компании, регламентирующее какую информацию, в каком объеме, по каким каналам и как передавать. • Выпуск полноценного годового отчета банка, ...
Стратегия минимизации издержек
Пожалуй, из трех наиболее общих стратегий минимизация издержек является самой очевидной и понятной. В рамках этой стратегии компания ставит своей целью наладить малозатратное производство товаров отрасли. Обычно у такой компании широкая сфера деятельности: компания обслуживает несколько сегментов и ...