В-третьих, понимание особенностей экономического развития конкретного региона всегда лучше именно у региональных банков, так как они, как правило, тесно сотрудничают с местными органами власти.
Несмотря на всю объективную необходимость деятельности региональных банков, имеющаяся сегодня банковская инфраструктура в России не обеспечивает в необходимых масштабах развитие банковских услуг в регионах страны, хотя именно здесь производится около 90% ВВП. На протяжении последних двух лет отмечается тенденция сокращения общего числа кредитных организаций, практически не увеличивается число филиалов банков в регионах. В результате, на 100 тыс. человек в России приходится в среднем 4 банковских отделения (филиала), а в отдельных регионах - менее 3 (Южный - 2,7, Сибирский - 2,5), тогда как в США - 33, в Германии - 58 банковских офисов.
В последние 3 - 5 лет в большинстве российских регионов прекратилось создание новых банков, а основной формой развития региональной финансовой инфраструктуры становится открытие филиалов крупных инорегиональных банков. Более половины всех действующих кредитных организаций (57% на 01.01.2009 г.) сосредоточено в Москве и Московской области [3].
Роль банковского сектора регионов в общем развитии экономики остается весьма незначительной. Так, например, по данным ГУ ЦБ по Самарской области, доля активов местных банков от общего объема регионального продукта не превышает 15%, в то время как в странах развитых экономик - 100-200%. Поэтому только при сохранении высоких темпов развития регионального банковского сектора можно надеяться, что в ближайшие время банки достигнут средних общеевропейских показателей.
Развитие региональной банковской системы на современном этапе развития наталкивается на очень серьезные проблемы.
Основная из них - неразвитость реального сектора экономики. Важно учитывать, что банк - это лишь обслуживающая структура. Первичен именно реальный сектор, и только если он будет стабильно и динамично развиваться, можно рассчитывать и на развитие региональной банковской системы.
Вторая проблема тесно взаимосвязана с первой - недостаточный уровень капитала у региональных банков. Тормозит развитие региональной банковской системы и отсутствие единой, координально не меняющей своих положений в течение длительного времени, денежно-кредитной и финансово-кредитной политики.
Большой проблемой для региональных банков остаются новые нормативы ЦБ РФ. Внимание будет обращаться на капитал банков, который должен быть реальным, сформированным за счет собственных средств акционеров и участников, причем структура собственников должна быть максимально прозрачна и ясна. В настоящий момент региональные банки функционируют в затруднительных условиях, что связано как с нормативами ЦБ РФ, так и с ужесточением конкуренции и "региональные банки - это, прежде всего кредитующие учреждения, которые работают с реальной экономикой, и власть должна предоставлять возможности и создавать условия для функционирования надежных, финансово устойчивых региональных банков". Кроме того, сейчас совершенно не систематизирован опыт взаимодействия региональных банков с органами муниципальной региональной власти, в то время как существуют "десятки, сотни учреждений, которые за 15 лет существования современной банковской системы достаточно эффективно взаимодействовали с региональной властью, в том числе по обслуживанию бюджета, с депозитами, которые власть размещает на дотационных условиях, по программам, которые реализовывают органы власти через коммерческие банки" [27].
Все это говорит о необходимости целенаправленных действий по совершенствованию существующего правового поля. Очевидно, для каждого региона необходим индивидуальный подход, основанный на учете конкретных исходных условий состояния региональной экономики и развития регионального банковского сектора. При этом обобщение опыта разработки региональных программ по развитию банков показывает, что в них, как правило, должны отражаться следующие вопросы:
− разработка целевого состояния региональной банковской системы (например, степень участия в региональных экономических процессах и т.д.);
− формирование перечня конкретных мероприятий, обеспечивающих приведение региональной банковской системы к целевому состоянию;
− определение ожидаемых результатов реализации программы.
Особое значение имеет вопрос снижения затрат банков и упрощение процедуры, связанной с открытием филиалов и внутренних структурных подразделений кредитных организаций.
Полезные статьи:
Сводка манипулятивных схем
Манипулятивную схему можно определить как поведенческий или игровой стереотип. Мы выделяем четыре основные типа манипулятивных схем: 1. АКТИВНЫЙ манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает проявлять слабость и играет роль сильной личности. Как правило, для этого о ...
Законодательные основы банковской
системы Казахстана
Рассматривая развитие законодательной базы банковской системы Республики Казахстан в условиях реформы, следует отметить, что эйфория суверенитета заставляла порой «бежать впереди паровоза». Дело в том, что время было невероятно сложное. Более того, республика в это время еще только начала проводить ...
Общие формальные определения инвестиционного банка и его характерные черты
Термины «инвестиционный банк» и «инвестиционная компания» в Законе нигде не встречаются, хотя были введены в оборот еще в 1991 г. положением «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», которое было утверждено постановлением правительства РСФСР №78 от 28 декабря 1991 г. В англо-р ...