В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается и в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании»
от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 г. В это же время был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.
В 1996 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации», которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В 1997 г. разрабатывается специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В настоящее время совершенствование страхового рынка продолжается.
В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.
Страхование – это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они «оседают» в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба.
Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть ее из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня.
Разнообразие страховых услуг и компаний порождает для страхователя проблему выбора страховщика, с которым он в дальнейшем заключит договор. Некоторые страховщики специализируются на отдельных видах страхования (например, страховании жизни или медицинском страховании), другие имеют несколько лицензий и осуществляют различные виды страхования. После того как страхователь убедится в том, что страховая компания имеет лицензию на проводимые виды страхования, ему следует ознакомиться с финансовыми возможностями страховщика. Вопрос о надежности компании является одним из наиболее важных для любого страхователя. Если есть какие-либо причины, вызывающие опасения относительно финансового положения страховой организации, то все остальные выгоды от приобретения страхового полиса теряют смысл.
В определенной степени контроль за деятельностью страховых компаний осуществляется государством (выдача лицензий, дальнейший контроль за платежеспособностью, инвестированием страховых резервов и т.д.). Тем не менее, страхователь должен сам убедиться в финансовой состоятельности своего будущего страховщика. Информация, необходимая для определения финансового положения любого предприятия, содержится в его финансовой отчетности, состав которой определяется в соответствии с действующим законодательством.
Страховое дело в России в последнее время становится довольно популярным направлением развития рынка. Появляется все больше статей и книг, где в той или иной степени затрагиваются проблемы страхового дела. Но большая часть существующей литературы, посвящённой вопросам страхования, отводит анализу финансовых показателей страховой компании лишь небольшие главы и транслирует в основном европейский опыт применения тех или иных инструментов и методик страхового маркетинга.
Вышеизложенное определяет актуальность темы данной работы.
Целью работы является анализ финансовой устойчивости страховых компаний. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
выявить источники информации для анализа финансовой устойчивости страховых компаний;
проанализировать основные показатели, используемые для анализа финансового положения страхового предприятия;
рассмотреть финансовую и страховую отчетность конкретного страхового предприятия, проанализировать его финансовые показатели, вынести заключение о его финансовом состоянии и внести предложения по оптимизации финансовых показателей данного страхового предприятия.
Для решения поставленных в работе задач использовались как общенаучные, так и специальные методы анализа и синтеза, логического и ситуационного анализа.
В составе работы нами выделено три основных раздела.
В первой главе работы – теоретической, исследуется проблема на основе теоретических источников; определяются основные понятия и категории, связанные с отчетностью и анализом финансовых показателей.
Во второй главе проводится анализ финансовых показателей предприятия, выявляются тенденции текущего положения и проблемы развития фирмы.
В третьей части даны рекомендации по оптимизации деятельности предприятия.
Предметом исследования является оптимизация финансовых показателей страхового предприятия. Объектом исследования является действующее предприятие, занимающееся продажей страховых услуг. Для увеличения доли рынка и роста объемов сбыта предприятие нуждается в точном и своевременном анализе своих финансовых показателей и разработке на их основе рекомендаций по улучшению своей деятельности.
Полезные статьи:
Структура стратегического плана банка
Конкуренция на банковском рынке давно уже стала не борьбой за ресурсы, а борьбой стратегий, вследствие чего банку следует развивать в первую очередь ключевые области деятельности, обеспечивающие ему конкурентные преимущества. Все большую роль играет способность изменять стратегию в ответ на вызовы ...
Система "банк-клиент" фирмы Инист
Заканчивая рассмотрение систем "банк-клиент", приведем конкретный пример такой системы, предлагаемой на российском рынке фирмой ИНИСТ. Данная система предназначена для организации документооборота между банками и их клиентами и, вообще, между любыми физическими и юридическими лицами в реж ...
Оценка использования банками депозитов физических
лиц
Для оценки возможности использования депозитов рассчитываются следующие показатели: А) Показатели устойчивости (стабильности) депозитной базы банка: Коэффициент стабильности депозитов (Дст): Дст = Дстаб/Двс, (1) где Дстаб – стабильные депозиты, Двс – совокупная величина привлеченных депозитов. Пока ...